Агафья Коровница

Народно-христианский праздник День Агафьи отмечается 18 февраля. В этот день православная церковь почитает память мученицы Агафьи, которая в период гонений на христиан погибла в Катании на Сицилии. Другие названия праздника: Агафья Скотница, Заступница, Агафья Поминальница, Коровница, Агафьи-коровницы, Агафьи-коровятницы, Агафья голодуха, Трубы, Агата, Хвядос, Макар.

     Святая Агафья считалась покровительницей коров, поэтому и заботу к кормилице в этот день проявляли особую. У коров начинаются отелы. Приговаривали: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телка!». Чтобы стельная корова принесла телушку, хозяйка шла доить ее в последний раз «верхом» на сковороднике. После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие колючие травы: чертополох, осот - и дымом, чадом очищала хлев.

     Существовало поверье, что в этот день из лесу выходят лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается Коровья смерть - это нечистая сила в образе уродливой старухи с граблями в руках, в котомке которой водятся болезни. По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих, или проезжих, людей.

     Совершенное осенью «опахиванье» деревни отгоняет это чудище от огражденного выполнением упомянутой обрядности места, и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока. Тогда-то лиходейка и подбирается к селам, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева.

     В этот день по случаю падежа скота или для предотвращения его совершали обряд опахивания для отгона Коровьей смерти. Для этого выбиралась «повещалка», которая повещала по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывали руки водой и утирали их рушником, который носила повещалка. Затем повещалка приказывала мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» била в сковороду и выходила из села. За ней шли женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами.

     Повещалка, сбрасывая с себя рубаху, произносила с неистовством клятву на Коровью смерть. Повещалке одевали хомут, подвозили соху и запрягали. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивали селение «межеводной» бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивали: «Смерть, смерь коровья - не губи нашу скотину, мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!». Женщины следуют за повещалкой в рубашках с распущенными волосами.

     Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается Коровья смерть. Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. Обращались к Власию, покровителю скота, с просьбой оградить от напасти, не пустить болезнь. В жертву приносили масло, молоко, в самых тяжелых случаях - саму корову.

     В этот же день старались защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретения. Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом.

     Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, - говорят в деревне, - что весь дом вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, - хозяева хоть беги вон!».

     Достается не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Черные да лукавые - не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» - говорят знахари.

     Святую Агафью восточные славяне считали охранительницей от пожара. В этот день освящали хлеб с солью, которые хранились в хате на протяжении года и служили оберегом от огня. Во время пожара освященные хлеб с солью бросали в огонь, чтобы погасить пламя. В Белоруссии в этот, третий после Громниц, день присматривались к погоде: если стало тепло, то больше уже великих холодов не предвидится.

     Народные приметы и поговорки 18 февраля:

- Ночью не туши фонарь, Агафья, скот проведывай!

- Корова без клички - мясо.

- Корова на дворе - харч на столе.

- Соль святой Агаты защищает от огня хаты.

- Домашний теленок лучше заморской коровы.

- Избыл дед бычка, да хватился молочка.

     Именины 18 февраля:

Агафья, Александра, Антоний, Василиса, Воиф, Евагрий, Елладий, Макарий, Михаил, Полиевкт, Феодосий, Феодулия

Агафья Коровница

2
Празднуется: 18 февраля 2019 года (1 год назад)

Народно-христианский праздник День Агафьи отмечается 18 февраля. В этот день православная церковь почитает память мученицы Агафьи, которая в период гонений на христиан погибла в Катании на Сицилии. Другие названия праздника: Агафья Скотница, Заступница, Агафья Поминальница, Коровница, Агафьи-коровницы, Агафьи-коровятницы, Агафья голодуха, Трубы, Агата, Хвядос, Макар.

     Святая Агафья считалась покровительницей коров, поэтому и заботу к кормилице в этот день проявляли особую. У коров начинаются отелы. Приговаривали: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телка!». Чтобы стельная корова принесла телушку, хозяйка шла доить ее в последний раз «верхом» на сковороднике. После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие колючие травы: чертополох, осот - и дымом, чадом очищала хлев.

     Существовало поверье, что в этот день из лесу выходят лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается Коровья смерть - это нечистая сила в образе уродливой старухи с граблями в руках, в котомке которой водятся болезни. По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих, или проезжих, людей.

     Совершенное осенью «опахиванье» деревни отгоняет это чудище от огражденного выполнением упомянутой обрядности места, и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока. Тогда-то лиходейка и подбирается к селам, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева.

     В этот день по случаю падежа скота или для предотвращения его совершали обряд опахивания для отгона Коровьей смерти. Для этого выбиралась «повещалка», которая повещала по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывали руки водой и утирали их рушником, который носила повещалка. Затем повещалка приказывала мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» била в сковороду и выходила из села. За ней шли женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами.

     Повещалка, сбрасывая с себя рубаху, произносила с неистовством клятву на Коровью смерть. Повещалке одевали хомут, подвозили соху и запрягали. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивали селение «межеводной» бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивали: «Смерть, смерь коровья - не губи нашу скотину, мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!». Женщины следуют за повещалкой в рубашках с распущенными волосами.

     Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается Коровья смерть. Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. Обращались к Власию, покровителю скота, с просьбой оградить от напасти, не пустить болезнь. В жертву приносили масло, молоко, в самых тяжелых случаях - саму корову.

     В этот же день старались защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретения. Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом.

     Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, - говорят в деревне, - что весь дом вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, - хозяева хоть беги вон!».

     Достается не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Черные да лукавые - не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» - говорят знахари.

     Святую Агафью восточные славяне считали охранительницей от пожара. В этот день освящали хлеб с солью, которые хранились в хате на протяжении года и служили оберегом от огня. Во время пожара освященные хлеб с солью бросали в огонь, чтобы погасить пламя. В Белоруссии в этот, третий после Громниц, день присматривались к погоде: если стало тепло, то больше уже великих холодов не предвидится.

     Народные приметы и поговорки 18 февраля:

- Ночью не туши фонарь, Агафья, скот проведывай!

- Корова без клички - мясо.

- Корова на дворе - харч на столе.

- Соль святой Агаты защищает от огня хаты.

- Домашний теленок лучше заморской коровы.

- Избыл дед бычка, да хватился молочка.

     Именины 18 февраля:

Агафья, Александра, Антоний, Василиса, Воиф, Евагрий, Елладий, Макарий, Михаил, Полиевкт, Феодосий, Феодулия

... читать ещё >
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.