Завершилось кругосветное плавание советских атомных подводных лодок

Кругосветное плавание советских атомных подводных лодок проекта 627А с оперативно-тактическим номером К-133 и проекта 675 с номером К-116 завершилось 26 марта 1966 года у причалов бухты Крашенинникова, Камчатский край. Успешное завершение уникального похода - это замечательная страница в истории отечественного подводного флота. Отечественная наука создала надёжные боевые корабли, которые могли решать любые задачи в Мировом океане.

     Подготовка к походу велась в полной секретности. Экипажи проверяли медики и контрразведчики. Сами лодки прошли дополнительный осмотр с привлечением специалистов, в том числе из числа разработчиков. На борту субмарин, с учетом напряженности в отношениях СССР и США, находилось и ядерное оружие - экипажи были оповещены, что будут проходить его испытания. Большое внимание уделялось обеспечению скрытности, поскольку подводникам предстояло преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.

     Выйдя в Баренцево море, лодки ушли на глубину и пропали. До 26 марта 1966 года. Их маршрут отслеживался в Главном штабе ВМФ - во время выхода на связь. Лишь однажды советские подводники засекли шумы неизвестной атомной подводной лодки - скорее всего американской, но она резко изменила курс и вышла из поля акустической видимости.

     На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими айсбергами. Пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Южную Америку, это скопище гигантских айсбергов. Ледяные стены здесь уходят вниз до 1 000 метров, при глубине погружения лодки в 300 метров маневрировать между ними в подводном положении - все равно что играть в прятки со смертью.

     Эхопеленгаторы советским подводникам помогали мало: айсберги, постоянно наползая друг на друга, создавали постоянный шум, который засвечивал экраны гидроакустического комплекса. Лодки шли на ощупь, испытывая колоссальное физическое и моральное напряжение.

     Самый опасный участок пути протяженностью 1 300 миль лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах 70-100 метров бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался. Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана. Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 метров и испытать штормовые волны.

     Остров Пасхи - романтическое место, воспетое путешественниками, стало одним из самых серьезных испытаний для наших подводных лодок. Американцы разместили здесь станции слежения за советскими подлодками. Глубины достигают 6 километров. Наши подлодки порой «проваливались» на 600 метров при 300 заложенных на прочность, но выдержали такую проверку на прочность и вышли из этой зоны совершенно незамеченными.

     Наши подводники, если посмотреть на карту похода, не замкнули полностью кругосветный маршрут. Выйдя в начале февраля 1966 года из заполярной базы Западная Лица, атомоходы К-116 и К-133 прошли Норвежское море, пересекли с севера на юг Атлантику, преодолели бушующий пролив Дрейка и зашли в антарктические воды. Затем атомоходы двигались вдоль восточного побережья Южной Америки, пересекли Тихий океан и 26 марта ошвартовались у причалов камчатской бухты Крашенинникова.

     Советские подлодки бороздили глубины трех океанов - Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого, несколько раз пересекли все климатические и гидрологические зоны земного шара. Этот рекорд по дальности подводного перехода не побит и поныне. Помимо огромного политического значения, эта подводная кругосветка стала впечатляющей демонстрацией научно-технических достижений и военной мощи государства.

     Поход показал, что Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для отечественных атомных подводных лодок. Одновременно он открывал и новые возможности для маневра между Северным и Тихоокеанским флотами. Подобным маршрутом перебазировались впоследствии отечественные атомные ракетоносцы и в последующие годы.

Завершилось кругосветное плавание советских атомных подводных лодок

Событие началось: 26 марта 1966 года (54 года назад)

Кругосветное плавание советских атомных подводных лодок проекта 627А с оперативно-тактическим номером К-133 и проекта 675 с номером К-116 завершилось 26 марта 1966 года у причалов бухты Крашенинникова, Камчатский край. Успешное завершение уникального похода - это замечательная страница в истории отечественного подводного флота. Отечественная наука создала надёжные боевые корабли, которые могли решать любые задачи в Мировом океане.

     Подготовка к походу велась в полной секретности. Экипажи проверяли медики и контрразведчики. Сами лодки прошли дополнительный осмотр с привлечением специалистов, в том числе из числа разработчиков. На борту субмарин, с учетом напряженности в отношениях СССР и США, находилось и ядерное оружие - экипажи были оповещены, что будут проходить его испытания. Большое внимание уделялось обеспечению скрытности, поскольку подводникам предстояло преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.

     Выйдя в Баренцево море, лодки ушли на глубину и пропали. До 26 марта 1966 года. Их маршрут отслеживался в Главном штабе ВМФ - во время выхода на связь. Лишь однажды советские подводники засекли шумы неизвестной атомной подводной лодки - скорее всего американской, но она резко изменила курс и вышла из поля акустической видимости.

     На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими айсбергами. Пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Южную Америку, это скопище гигантских айсбергов. Ледяные стены здесь уходят вниз до 1 000 метров, при глубине погружения лодки в 300 метров маневрировать между ними в подводном положении - все равно что играть в прятки со смертью.

     Эхопеленгаторы советским подводникам помогали мало: айсберги, постоянно наползая друг на друга, создавали постоянный шум, который засвечивал экраны гидроакустического комплекса. Лодки шли на ощупь, испытывая колоссальное физическое и моральное напряжение.

     Самый опасный участок пути протяженностью 1 300 миль лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах 70-100 метров бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался. Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана. Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 метров и испытать штормовые волны.

     Остров Пасхи - романтическое место, воспетое путешественниками, стало одним из самых серьезных испытаний для наших подводных лодок. Американцы разместили здесь станции слежения за советскими подлодками. Глубины достигают 6 километров. Наши подлодки порой «проваливались» на 600 метров при 300 заложенных на прочность, но выдержали такую проверку на прочность и вышли из этой зоны совершенно незамеченными.

     Наши подводники, если посмотреть на карту похода, не замкнули полностью кругосветный маршрут. Выйдя в начале февраля 1966 года из заполярной базы Западная Лица, атомоходы К-116 и К-133 прошли Норвежское море, пересекли с севера на юг Атлантику, преодолели бушующий пролив Дрейка и зашли в антарктические воды. Затем атомоходы двигались вдоль восточного побережья Южной Америки, пересекли Тихий океан и 26 марта ошвартовались у причалов камчатской бухты Крашенинникова.

     Советские подлодки бороздили глубины трех океанов - Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого, несколько раз пересекли все климатические и гидрологические зоны земного шара. Этот рекорд по дальности подводного перехода не побит и поныне. Помимо огромного политического значения, эта подводная кругосветка стала впечатляющей демонстрацией научно-технических достижений и военной мощи государства.

     Поход показал, что Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для отечественных атомных подводных лодок. Одновременно он открывал и новые возможности для маневра между Северным и Тихоокеанским флотами. Подобным маршрутом перебазировались впоследствии отечественные атомные ракетоносцы и в последующие годы.

... читать ещё >
Вилючинск

Атомные подводные лодки проекта 627 «Кит»
 

Подводные лодки проекта 627 - 627А «Кит» - первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по измененному проекту 627А. Проектировало и строило эти корабли конструкторское бюро «Малахит». Всего было построено 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 - погибла, остальные были списаны.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.