Строительство Беломорско-Балтийского Канала

Решение о начале работ по строительству Беломорско-Балтийского канала было принято 3 июня 1930 года. После того, как были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты, начались работы по проектированию на местности. Кураторами стройки стали будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман.

     Хотя окончательный проект был утвержден в феврале 1932 года, к строительству приступили еще в конце 1931-го, оно длилось 1 год и 9 месяцев. В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт и торф.

     Строительство велось главным образом силами заключенных ГУЛАГа. В разные периоды строительства численность заключенных менялась, достигая к концу 1932 года 108 тысяч человек. Всего за все время строительства канала отправлено сюда было более 250 тысяч человек, из которых погибло 12 800 человек.

     Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь или «БелБалтЛаг». Заключенных, работавших на стройке, называли «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами - организаторы пытались придать строительству как можно более военизированную форму, употреблялись также слова «штаб», «рота».

     Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Нафталий Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешевой рабочей силы заключенных для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Эдуард Сенкевич, П. Ф. Александров и Семен Фирин.

     В целом, за все время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объемом 21 миллионов кубометров, соорудили 37 километр искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключенных зависела от фактической выработки: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паек заключенного-строителя составляли 500 грамм хлеба и баланда из морских водорослей.

     Согласно официальным данным, во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1 438 заключенных, в 1932 году - 2 010 человек, в 1933 году - 8 870 заключенных из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

     Строительство Беломорканала завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный.

     Официальное открытие Беломорско-Балтийского канала состоялось 2 августа 1933 года. Открытие сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

     После окончания строительства Беломорско-Балтийского судоходного канала 4 августа 1933 года были освобождены 12 484 заключенных, сокращены сроки для 59 516 заключенных. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ - Генрих Ягода, Матвей Берман, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Семен Фирин и Нафталий Френкель, а также два инженера - Сергей Жук и К. А. Вержбицкий.

Строительство Беломорско-Балтийского Канала

Событие началось: 3 июня 1930 года (89 лет назад)

Решение о начале работ по строительству Беломорско-Балтийского канала было принято 3 июня 1930 года. После того, как были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты, начались работы по проектированию на местности. Кураторами стройки стали будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман.

     Хотя окончательный проект был утвержден в феврале 1932 года, к строительству приступили еще в конце 1931-го, оно длилось 1 год и 9 месяцев. В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт и торф.

     Строительство велось главным образом силами заключенных ГУЛАГа. В разные периоды строительства численность заключенных менялась, достигая к концу 1932 года 108 тысяч человек. Всего за все время строительства канала отправлено сюда было более 250 тысяч человек, из которых погибло 12 800 человек.

     Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь или «БелБалтЛаг». Заключенных, работавших на стройке, называли «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами - организаторы пытались придать строительству как можно более военизированную форму, употреблялись также слова «штаб», «рота».

     Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Нафталий Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешевой рабочей силы заключенных для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Эдуард Сенкевич, П. Ф. Александров и Семен Фирин.

     В целом, за все время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объемом 21 миллионов кубометров, соорудили 37 километр искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключенных зависела от фактической выработки: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паек заключенного-строителя составляли 500 грамм хлеба и баланда из морских водорослей.

     Согласно официальным данным, во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1 438 заключенных, в 1932 году - 2 010 человек, в 1933 году - 8 870 заключенных из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

     Строительство Беломорканала завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный.

     Официальное открытие Беломорско-Балтийского канала состоялось 2 августа 1933 года. Открытие сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

     После окончания строительства Беломорско-Балтийского судоходного канала 4 августа 1933 года были освобождены 12 484 заключенных, сокращены сроки для 59 516 заключенных. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ - Генрих Ягода, Матвей Берман, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Семен Фирин и Нафталий Френкель, а также два инженера - Сергей Жук и К. А. Вержбицкий.

... читать ещё >
Новости и события
Принято постановление ЦК КПСС «О прекращении переброски стока северных и сибирских рек»
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек» было принято 14 августа 1986 года. Идея переброски вод северных рек в засушливые регионы юга России, с помощью строительства сети каналов, впервые стала обсуждаться на рубеже 19 и 20 веков. Однако, поскольку Императорская Академия наук заявила о своем негативном отношении к проекту, серьезного обсуждения не проводилось.
В СССР ликвидирована система ГУЛаг
ГУЛаг - Главное управление лагерей и мест заключения, был расформирован в соответствии с приказом МВД СССР u2116 020 от 25 января 1960 года. В дальнейшем ведомство было переименовано в ГУИН - Главное управление исполнения наказаний.
Начал работу Волго-Донской судоходный канал
Волго-Донской судоходный канал вступил в строй 31 мая 1952 года, когда на южной окраине возрожденного из развалин и пепла Сталинграда, между первым и вторым шлюзами слились воды рек Волги и Дона. Уже на следующий день по каналу началось регулярное движение судов.
Амнистированы заключенные Белбалтлага
После окончания строительства Беломорско-Балтийского судоходного канала 4 августа 1933 года были освобождены 12 484 заключенных, сокращены сроки для 59 516 заключенных. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ - Генрих Ягода, Матвей Берман, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Семен Фирин и Нафталий Френкель, а также два инженера - Сергей Жук и К. А. Вержбицкий.
Открытие Беломорско-Балтийского канала
Официальное открытие Беломорско-Балтийского канала состоялось 2 августа 1933 года. Открытие сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».
Завершилось строительство Беломорканала
Строительство Беломорканала завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный.

Беломорско-Балтийский канал - Беломорканал
 

Беломорско-Балтийский канал - канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Транспортный путь канала имеет протяжённость в 227 км с подходными каналами от Онежского озера до Белого моря, из них 37,1 км составляют искусственные пути. Гарантированные минимальные габариты фарватера: глубина - 4 метра, ширина - 36 метров, радиус закругления - 500 метров. На многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов. Сооружения канала включают 128 объектов, из которых шлюзов - 19, из них - 13 двухкамерных и 6 однокамерных, плотин 15, водоспусков - 19, дамб - 49 и 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений. Питание водой канала естественное. Перепад уровней на северной части канала используется для выработки электроэнергии Выгским каскадом ГЭС, состоящим из 5 ступеней: Ондская ГЭС, Палокоргская ГЭС, Маткожненская ГЭС, Выгостровская ГЭС, Беломорская ГЭС. Мощность каскада - 240 МВт, среднегодовая выработка - 1310,5 млн кВт/ч.
(1891-1938)

Ягода Генрих Григорьевич
Ягода Енох Гершенович

Российский революционер. Государственный деятель. Народный комиссар связи (1936-1937). Один из главных руководителей советских органов государственной безопасности: ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД. Народный комиссар внутренних дел Советского Союза (1934-1936). Первый в истории «генеральный комиссар государственной безопасности». Расстрелян по обвинению в заговоре. Верховный суд Российской Федерации признал его не подлежащим реабилитации.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.