Заседание совета Европейского Союза по ситуации в Иране и Венесуэле

В бельгийской столице Брюсселе, 13 мая 2019 года прошло заседание Совета ЕС на уровне глав МИД по вопросам ситуации в Венесуэле и в Иране, а также итоги 10 лет развития программы «Восточное партнерство». По программе «Восточного партнерства» министры иностранных дел Евросоюза провели отдельную встречу со своими коллегами из шести целевых государств программы - Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украины.

     Ситуация вокруг Ирана была вынесена на повестку дня Совета ЕС после ультиматума Тегерана европейцам, озвученного президентом Исламской республики Хасаном Роухани 8 мая. Он заявил, что Тегеран принял решение прекратить выполнять обязательства по двум пунктам СВПД по иранской ядерной программе. Они касаются остановки на 60 суток продаж имеющегося у Ирана обогащенного урана и тяжелой воды в другие страны - то есть Тегеран прекратит на этот период сокращение своих запасов радиоактивных веществ.

     По словам Роухани, право на это дают Ирану статьи 26 и 36 ядерного соглашения. Кроме того, Иран ожидает, что в течение 60 дней западные участники сделки примут меры для ее сохранения и выполнения своих обязательств.

     Эта тема уже активно обсуждалась лидерами Евросоюза на состоявшемся в Румынии 9 мая неформальном саммите ЕС. Никаких практических решений саммит не принял. Однако в тот же день совместное заявление распространила европейская тройка посредников ООН - Германия, Великобритания и Франция. Они фактически отвергли ультиматум Ирана по СВПД, при этом осудили санкции США, которые и спровоцировали Тегеран на крайние меры.

     Евротройка призвала Иран полностью выполнять соглашение и пообещала в этом случае не возобновлять санкции со своей стороны. Кроме того, Великобритания, Германия и Франция пообещали продолжить создание специального механизма финансовых расчетов с Ираном INSTEX, Instrument in Support of Trade Exchanges, для обхода торговых санкций со стороны США.

     Несмотря на все действия ЕС против американских санкций, большинство европейских компаний предпочитают их выполнять, опасаясь потерять из-за торговли с Ираном свои американские активы. В результате экономические отношения Ирана не только с США, но и со странами ЕС быстро сокращаются, несмотря на отсутствие европейских санкций против Тегерана. И эту проблему европейцы решить не могут, не входя в жесткий конфликт с США.

     В этой связи с высокой вероятностью можно ожидать, что главы МИД ЕС поддержат заявление евротройки, то есть по сути сохранение «статус-кво», и не предложат новых инициатив, которые могли бы переломить стагнацию экономического сотрудничества ЕС и Ирана из-за США.

     Ситуация в Венесуэле, напротив, входила в плановую повестку дня встречи изначально. Как ранее сообщил источник в Совете ЕС, главы МИД сделают заявление в поддержку мирной демократической передачи власти в Венесуэле. То есть, по сути, лишь повторят в очередной раз позицию ЕС по этой стране, согласно которой президент Николас Мадуро должен уйти, но только мирным путем, без войны и иностранного вмешательства.

     Открытым остается вопрос и о будущем контактной группы по Венесуэле. Объявляя о создании этого органа со странами региона, первое заседание которого прошло 7 февраля в Монтевидео, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что Контактная группа займется не налаживанием диалога властей и оппозиции Венесуэлы, а подготовкой условий передачи власти.

     Более того, Могерини на волне ожиданий скорых перемен в Венесуэле в начале года сделала то, чего европейские дипломаты обычно избегают - определила сроки, в которые контактная группа должна закончить эту работу. Отчитаться о ее результатах контактная группа должна была через 90 дней, они завершились 7 мая 2019 года.

     В этот день контактная группа проводила встречу в Коста-Рике, однако никаких «результатов работы» она там не представила, а лишь призвала к «мирной передаче власти в Венесуэле», никак не уточняя возможные условия этого процесса, для разработки которых она и была создана. Теперь главам МИД ЕС предстоит дать оценку работе этого института, и либо признать его несостоятельным, либо просто забыть о сроке 90 дней и выступить за сохранение этого формата в бессрочном режиме.

     Встреча глав МИД ЕС с коллегами из стран «Восточного партнерства» носил юбилейный характер. Эта программа была официально запущена 7 мая 2009 года, и в 2019 году она отметила свой юбилей. В рамках этой программы были аккумулированы все проекты сотрудничества ЕС с этими странами и поставлены две мотивирующие эти государства на сближение с ЕС задачи: подписание с ними соглашений об упрощении и последующей отмене визового режима и о свободной торговле.

     Участникам программы также рекомендовано принять на себя контрактные обязательства по проведению реформ, направленных на внедрение европейских норм в национальное законодательство, что на языке ЕС называется «усиление институтов и сближение юридических норм». В зависимости от глубины принятых на себя обязательств страны «Восточного партнерства» получают целевую финансовую помощь от ЕС.

     Итоги 10 лет развития этой программы показали, что три страны, взявшие курс на сближение с ЕС - Украина, Грузия, Молдавия - вряд ли могут похвастаться лучшими результатами развития, чем Армения, Азербайджан и Белоруссия, которые придерживаются выборочного подхода к реализации различных аспектов этой программы.

Заседание совета Европейского Союза по ситуации в Иране и Венесуэле

2
Событие началось: 13 мая 2019 года

В бельгийской столице Брюсселе, 13 мая 2019 года прошло заседание Совета ЕС на уровне глав МИД по вопросам ситуации в Венесуэле и в Иране, а также итоги 10 лет развития программы «Восточное партнерство». По программе «Восточного партнерства» министры иностранных дел Евросоюза провели отдельную встречу со своими коллегами из шести целевых государств программы - Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украины.

     Ситуация вокруг Ирана была вынесена на повестку дня Совета ЕС после ультиматума Тегерана европейцам, озвученного президентом Исламской республики Хасаном Роухани 8 мая. Он заявил, что Тегеран принял решение прекратить выполнять обязательства по двум пунктам СВПД по иранской ядерной программе. Они касаются остановки на 60 суток продаж имеющегося у Ирана обогащенного урана и тяжелой воды в другие страны - то есть Тегеран прекратит на этот период сокращение своих запасов радиоактивных веществ.

     По словам Роухани, право на это дают Ирану статьи 26 и 36 ядерного соглашения. Кроме того, Иран ожидает, что в течение 60 дней западные участники сделки примут меры для ее сохранения и выполнения своих обязательств.

     Эта тема уже активно обсуждалась лидерами Евросоюза на состоявшемся в Румынии 9 мая неформальном саммите ЕС. Никаких практических решений саммит не принял. Однако в тот же день совместное заявление распространила европейская тройка посредников ООН - Германия, Великобритания и Франция. Они фактически отвергли ультиматум Ирана по СВПД, при этом осудили санкции США, которые и спровоцировали Тегеран на крайние меры.

     Евротройка призвала Иран полностью выполнять соглашение и пообещала в этом случае не возобновлять санкции со своей стороны. Кроме того, Великобритания, Германия и Франция пообещали продолжить создание специального механизма финансовых расчетов с Ираном INSTEX, Instrument in Support of Trade Exchanges, для обхода торговых санкций со стороны США.

     Несмотря на все действия ЕС против американских санкций, большинство европейских компаний предпочитают их выполнять, опасаясь потерять из-за торговли с Ираном свои американские активы. В результате экономические отношения Ирана не только с США, но и со странами ЕС быстро сокращаются, несмотря на отсутствие европейских санкций против Тегерана. И эту проблему европейцы решить не могут, не входя в жесткий конфликт с США.

     В этой связи с высокой вероятностью можно ожидать, что главы МИД ЕС поддержат заявление евротройки, то есть по сути сохранение «статус-кво», и не предложат новых инициатив, которые могли бы переломить стагнацию экономического сотрудничества ЕС и Ирана из-за США.

     Ситуация в Венесуэле, напротив, входила в плановую повестку дня встречи изначально. Как ранее сообщил источник в Совете ЕС, главы МИД сделают заявление в поддержку мирной демократической передачи власти в Венесуэле. То есть, по сути, лишь повторят в очередной раз позицию ЕС по этой стране, согласно которой президент Николас Мадуро должен уйти, но только мирным путем, без войны и иностранного вмешательства.

     Открытым остается вопрос и о будущем контактной группы по Венесуэле. Объявляя о создании этого органа со странами региона, первое заседание которого прошло 7 февраля в Монтевидео, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что Контактная группа займется не налаживанием диалога властей и оппозиции Венесуэлы, а подготовкой условий передачи власти.

     Более того, Могерини на волне ожиданий скорых перемен в Венесуэле в начале года сделала то, чего европейские дипломаты обычно избегают - определила сроки, в которые контактная группа должна закончить эту работу. Отчитаться о ее результатах контактная группа должна была через 90 дней, они завершились 7 мая 2019 года.

     В этот день контактная группа проводила встречу в Коста-Рике, однако никаких «результатов работы» она там не представила, а лишь призвала к «мирной передаче власти в Венесуэле», никак не уточняя возможные условия этого процесса, для разработки которых она и была создана. Теперь главам МИД ЕС предстоит дать оценку работе этого института, и либо признать его несостоятельным, либо просто забыть о сроке 90 дней и выступить за сохранение этого формата в бессрочном режиме.

     Встреча глав МИД ЕС с коллегами из стран «Восточного партнерства» носил юбилейный характер. Эта программа была официально запущена 7 мая 2009 года, и в 2019 году она отметила свой юбилей. В рамках этой программы были аккумулированы все проекты сотрудничества ЕС с этими странами и поставлены две мотивирующие эти государства на сближение с ЕС задачи: подписание с ними соглашений об упрощении и последующей отмене визового режима и о свободной торговле.

     Участникам программы также рекомендовано принять на себя контрактные обязательства по проведению реформ, направленных на внедрение европейских норм в национальное законодательство, что на языке ЕС называется «усиление институтов и сближение юридических норм». В зависимости от глубины принятых на себя обязательств страны «Восточного партнерства» получают целевую финансовую помощь от ЕС.

     Итоги 10 лет развития этой программы показали, что три страны, взявшие курс на сближение с ЕС - Украина, Грузия, Молдавия - вряд ли могут похвастаться лучшими результатами развития, чем Армения, Азербайджан и Белоруссия, которые придерживаются выборочного подхода к реализации различных аспектов этой программы.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.