Захват террористами самолета Ту-134 в Грузии

Террористический акт, в ходе которого был захвачен самолет Ту-134 с целью бегства из СССР, произошел 18 ноября 1983 года. В результате оказанного экипажем сопротивления самолет был посажен в аэропорту Тбилиси. На следующий день спецназ КГБ совершил штурм захваченного лайнера, в ходе которого заложники были освобождены.

     Как установило следствие, идейным вдохновителем угона был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы грузинской «золотой молодежи» идею побега на Запад с оружием в руках.

     По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолет должен был пронести сам Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате. Поэтому в день угона священника с собой террористы не взяли. В состав террористической группы вошли 7 человек.

     Большинство угонщиков являлись детьми высокопоставленных родителей и были ими хорошо обеспечены. Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путевкам и могли бы эмигрировать таким способом. Однако преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей в качестве идейных борцов с советским режимом.

     Террористы прибыли в тбилисский аэропорт под видом новобрачных и их гостей, направляющихся в свадебное путешествие в Батуми. Как и было рассчитано, знакомая террористов пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра. Арсенал угонщиков состоял из двух пистолетов ТТ, двух револьверов, и двух ручных гранат.

     В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолет Як-40, его и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, выполнявшегося на самолете Ту-134А. На борту находились 57 пассажиров включая террористов и 7 членов экипажа.

     Вскоре самолет должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром в Тбилиси, чего не знали угонщики. В 16:13 преступники начали захват самолета. Террористы взяли в заложники стюардессу и направились в сторону пилотской кабины.

     Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы безопасности. Заставив стюардессу попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа был открыт огонь.

     На земле был введен оперативный план «Набат». Самолет, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Вести переговоры с террористами взялся заместитель начальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики выдвинули требования - дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолет.

     В аэропорт срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.

     Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» КГБ СССР. Непосредственное руководство штурмом самолета было возложено на майора Головатова. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания c самолета было слито топливо и произведены приготовления к штурму.

     После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября силовики начали штурм самолета. Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами, оказавшимися не боевыми. Операция по обезвреживанию террористов длилась восемь минут, при этом никто не пострадал.

Захват террористами самолета Ту-134 в Грузии

Событие началось: 18 ноября 1983 года (36 лет назад)

Террористический акт, в ходе которого был захвачен самолет Ту-134 с целью бегства из СССР, произошел 18 ноября 1983 года. В результате оказанного экипажем сопротивления самолет был посажен в аэропорту Тбилиси. На следующий день спецназ КГБ совершил штурм захваченного лайнера, в ходе которого заложники были освобождены.

     Как установило следствие, идейным вдохновителем угона был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы грузинской «золотой молодежи» идею побега на Запад с оружием в руках.

     По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолет должен был пронести сам Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате. Поэтому в день угона священника с собой террористы не взяли. В состав террористической группы вошли 7 человек.

     Большинство угонщиков являлись детьми высокопоставленных родителей и были ими хорошо обеспечены. Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путевкам и могли бы эмигрировать таким способом. Однако преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей в качестве идейных борцов с советским режимом.

     Террористы прибыли в тбилисский аэропорт под видом новобрачных и их гостей, направляющихся в свадебное путешествие в Батуми. Как и было рассчитано, знакомая террористов пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра. Арсенал угонщиков состоял из двух пистолетов ТТ, двух револьверов, и двух ручных гранат.

     В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолет Як-40, его и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, выполнявшегося на самолете Ту-134А. На борту находились 57 пассажиров включая террористов и 7 членов экипажа.

     Вскоре самолет должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром в Тбилиси, чего не знали угонщики. В 16:13 преступники начали захват самолета. Террористы взяли в заложники стюардессу и направились в сторону пилотской кабины.

     Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы безопасности. Заставив стюардессу попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа был открыт огонь.

     На земле был введен оперативный план «Набат». Самолет, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Вести переговоры с террористами взялся заместитель начальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики выдвинули требования - дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолет.

     В аэропорт срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.

     Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» КГБ СССР. Непосредственное руководство штурмом самолета было возложено на майора Головатова. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания c самолета было слито топливо и произведены приготовления к штурму.

     После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября силовики начали штурм самолета. Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами, оказавшимися не боевыми. Операция по обезвреживанию террористов длилась восемь минут, при этом никто не пострадал.

... читать ещё >

Управление «А» Центра специального назначения ФСБ РФ
Спецназ «Альфа»

Управление «А» Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, ЦСН ФСБ РФ, группа «Альфа» - специальное подразделение, представляющее элиту советского и российского спецназа, которая обеспечивает безопасность страны и решает сложнейшие задачи на высоком профессиональном уровне. Основные задачи Управления «А» - осуществление специальных силовых операций по предотвращению террористических актов, поиску, обезвреживанию или ликвидации террористов, освобождению заложников, с применением специальной тактики и средств. Кроме того, бойцы группы «Альфа» привлекаются и к прочим операциям ФСБ России особой и повышенной сложности, а также действуют в «горячих точках».
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.