Введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога

Октябрьская железная дорога является старейшей в России. Ее история началась с открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург - Царское Село. Дорога соединила две российские столицы 13 ноября 1851 года: в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки. В пути он пробыл 21 час 45 минут. Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 634 километра, длину дороги определили в 644 километра. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей.

     В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. В 1830-1840 годах вопрос о соединении надежной дорогой Санкт-Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Отсутствие удобных путей сообщения ставило Петербург под угрозу голода, а также становилось все более серьезной помехой развитию промышленности.

     Император Николай Первый 13 февраля 1842 года подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 644 километра. Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 году, протяженность дороги увеличилась до 650 километров.

     Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил Павел Мельников, Южную - Николай Крафт. Строительные работы начались летом 1843 года. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Земляное полотно возводилось сразу под два пути.

     По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной пяти футам или 1 524 миллиметрам. Она стала стандартной для всех железных дорог России. На линии Петербург - Москва впервые были применены широкоподошвенные рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира.

     Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести восемь больших и 182 средних и малых моста. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам архитектора Константина Тона.

     Движение на отдельных участках железной дороги началось уже в 1846 году, а 13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие всей магистрали. Первый поезд, состоящий из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона, вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. В нем было 192 пассажира.

     Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 километра в час. В 1854 году был введен график движения поездов.

     В 1855 году магистраль получила название: «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I, а с 1923 года носит название «Октябрьская». Северо-Западные железные дороги 1 сентября 1929 года объединились с Октябрьской. Основные магистрали - Ленинград - Москва, Ленинград - Псков, Ленинград - Нарва, слились в единое Управление Октябрьских железных дорог, с 1936 года - Управление Октябрьской железной дороги.

     Во время Великой Отечественной войны из-за блокады Ленинграда резко изменился характер работы дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград.

     Гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда 27 января 1944 года, а 23 февраля из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, 20 марта в столицу отправился поезд «Красная стрела» - фирменный поезд, курсирующий по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом с 1931 года.

     К 1950 году на Октябрьской дороге было восстановлено 3,5 тысячи километров главных путей, более 300 вокзалов и 1 126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тысяч километров линий связи. В 1950-1960-х годах было произведено ее техническое перевооружение. В 1962 году линия Ленинград - Москва была переведена на электротягу. На главном ходу Ленинград - Москва 15 декабря открылось регулярное движение пассажирских поездов с электровозами ЧС-1, ЧС-2, с конструктивной скоростью 160 километров в час.

     В середине 1980-х годов техническое оснащение дороги позволило наряду с обычными поездами начать эксплуатацию высокоскоростных экспрессов ЭР 200, развивающих скорость до 200 километров в час.

     В 1996-2000 годы была проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час.

Введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога

Событие началось: 13 ноября 1851 года (168 лет назад)
Новости и события

28.08.1851 Открыто движение поезда между Петербургом и Москвой

Регулярное движение поездов между Петербургом и Москвой началось 28 августа 1851 года. Николаевская дорога стала первой двухпутной казенной железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию железнодорожной сети государственного значения. Протяженность дороги составила 645 километров. Николаевская железная дорога построена в середине XIX века для обеспечения регулярного железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой.
Читать дальше

Октябрьская железная дорога является старейшей в России. Ее история началась с открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург - Царское Село. Дорога соединила две российские столицы 13 ноября 1851 года: в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки. В пути он пробыл 21 час 45 минут. Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 634 километра, длину дороги определили в 644 километра. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей.

     В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. В 1830-1840 годах вопрос о соединении надежной дорогой Санкт-Петербурга с центральными районами России потребовал неотложного разрешения. Отсутствие удобных путей сообщения ставило Петербург под угрозу голода, а также становилось все более серьезной помехой развитию промышленности.

     Император Николай Первый 13 февраля 1842 года подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 644 километра. Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 году, протяженность дороги увеличилась до 650 километров.

     Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил Павел Мельников, Южную - Николай Крафт. Строительные работы начались летом 1843 года. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Земляное полотно возводилось сразу под два пути.

     По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной пяти футам или 1 524 миллиметрам. Она стала стандартной для всех железных дорог России. На линии Петербург - Москва впервые были применены широкоподошвенные рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира.

     Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести восемь больших и 182 средних и малых моста. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам архитектора Константина Тона.

     Движение на отдельных участках железной дороги началось уже в 1846 году, а 13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие всей магистрали. Первый поезд, состоящий из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона, вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. В нем было 192 пассажира.

     Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 километра в час. В 1854 году был введен график движения поездов.

     В 1855 году магистраль получила название: «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I, а с 1923 года носит название «Октябрьская». Северо-Западные железные дороги 1 сентября 1929 года объединились с Октябрьской. Основные магистрали - Ленинград - Москва, Ленинград - Псков, Ленинград - Нарва, слились в единое Управление Октябрьских железных дорог, с 1936 года - Управление Октябрьской железной дороги.

     Во время Великой Отечественной войны из-за блокады Ленинграда резко изменился характер работы дороги. Действующие линии использовались в основном для перевозок грузов к фронту и продовольствия в Ленинград.

     Гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда 27 января 1944 года, а 23 февраля из Ленинграда в Москву по восстановленному главному ходу был отправлен первый после снятия блокады грузовой поезд, 20 марта в столицу отправился поезд «Красная стрела» - фирменный поезд, курсирующий по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом с 1931 года.

     К 1950 году на Октябрьской дороге было восстановлено 3,5 тысячи километров главных путей, более 300 вокзалов и 1 126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тысяч километров линий связи. В 1950-1960-х годах было произведено ее техническое перевооружение. В 1962 году линия Ленинград - Москва была переведена на электротягу. На главном ходу Ленинград - Москва 15 декабря открылось регулярное движение пассажирских поездов с электровозами ЧС-1, ЧС-2, с конструктивной скоростью 160 километров в час.

     В середине 1980-х годов техническое оснащение дороги позволило наряду с обычными поездами начать эксплуатацию высокоскоростных экспрессов ЭР 200, развивающих скорость до 200 километров в час.

     В 1996-2000 годы была проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час.

... читать ещё >
(1804-1880)

Мельников Павел Петрович
 

Русский инженер. Первый министр путей сообщения Российской Империи (1865 - 1869). Инженер-генерал. Один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Автор ряда уникальных проектов и научных трудов.
(1798-1857)

Крафт Николай Осипович
 

Русский инженер. Генерал-майор. Принимал непосредственное участие в разработке и строительстве Петербургско-Московской железной дороги. По завершении строительства возглавлял участок ЖД от Бологого до Москвы.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.