Впервые исполнена Четвертая симфония Петра Чайковского

Четвертая симфония Петра Чайковского была впервые исполнена 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Николая Рубинштейна. Она стала первой в истории русской музыки симфонией - психологической драмой, сопоставимой по силе с симфониями Бетховена.

     От Первой симфонии ее отделяют 10 лет. Уже написаны «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», ранние оперы, параллельно сочинялась опера «Евгений Онегин». Ближайшие предшественники - «Лебединое озеро» и «Времена года».

     Создание Четвертой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война, об этом были написаны полотна Верещагина, «Забытый» и «Полководец» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну. Для Чайковского война - это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвертой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода - поистине крик души.

     В Четвертой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея, Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена, но у Бетховена герой - титан, борец, а у Чайковского - живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы, ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.

     Драме первой части противостоит тройка последующих: лирический герой находит утешение в русской песне, русской природе - вторая часть. Третья часть - природа более широко, в том числе и тема алкоголизма, о чем писал Чайковский, и русском танце - веселье финала. Четвертая симфония создавалась при активной моральной и материальной поддержке Надежды фон Мекк. В переписке с ней автор называет Четвертую симфонию «нашей симфонией».

     Трагедию победного, мажорного финала стоит предельно внимательно рассматривать, ибо здесь имеется явное противопоставление внешнего прямолинейного веселья с внутренней бедой лирического героя. Изоляция, непонимание - то, что содержит первая часть как характеристика его - словно умалчивается, заминается валторновыми фанфарами, приводя к апофеозу. Чайковский использует прием сопоставления тем, который не нейтрализует напряжение противопоставления тем, а, наоборот, усиливает его.

Впервые исполнена Четвертая симфония Петра Чайковского

Премьерный концерт
Событие началось: 22 февраля 1878 года (142 года назад)

Четвертая симфония Петра Чайковского была впервые исполнена 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Николая Рубинштейна. Она стала первой в истории русской музыки симфонией - психологической драмой, сопоставимой по силе с симфониями Бетховена.

     От Первой симфонии ее отделяют 10 лет. Уже написаны «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», ранние оперы, параллельно сочинялась опера «Евгений Онегин». Ближайшие предшественники - «Лебединое озеро» и «Времена года».

     Создание Четвертой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война, об этом были написаны полотна Верещагина, «Забытый» и «Полководец» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну. Для Чайковского война - это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвертой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода - поистине крик души.

     В Четвертой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея, Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена, но у Бетховена герой - титан, борец, а у Чайковского - живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы, ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.

     Драме первой части противостоит тройка последующих: лирический герой находит утешение в русской песне, русской природе - вторая часть. Третья часть - природа более широко, в том числе и тема алкоголизма, о чем писал Чайковский, и русском танце - веселье финала. Четвертая симфония создавалась при активной моральной и материальной поддержке Надежды фон Мекк. В переписке с ней автор называет Четвертую симфонию «нашей симфонией».

     Трагедию победного, мажорного финала стоит предельно внимательно рассматривать, ибо здесь имеется явное противопоставление внешнего прямолинейного веселья с внутренней бедой лирического героя. Изоляция, непонимание - то, что содержит первая часть как характеристика его - словно умалчивается, заминается валторновыми фанфарами, приводя к апофеозу. Чайковский использует прием сопоставления тем, который не нейтрализует напряжение противопоставления тем, а, наоборот, усиливает его.

... читать ещё >
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.