Захват российского самолета Ил-76 в Кандагаре

В небе над Афганистаном 3 августа 1995 года российский транспортный самолет Ил-76 был захвачен истребителями отряда оппозиционного движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара. Лайнер с семью членами экипажа на борту, по заказу афганского правительства, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана - Шарджа - Кабул.

     Захваченный самолет принадлежал казанской авиакомпании «Аэростан», на борту по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана-Кабул, аэропорт Баграм, с грузом стрелковых боеприпасов.

     Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных.

     Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителями МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешенных к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещенными к перевозке снарядами.

     Более года, а именно 378 дней, члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжелым: плененные люди всерьез опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана».

     С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

     Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолетам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.

     Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолет требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под конвоем, поддерживать самолет в работоспособном состоянии.

     Экипаж захваченного в Афганистане талибами российского самолета Ил-76 смог 16 августа 1996 года совершить побег на своем же самолете - через Иран в Объединенные Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв.

     Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлету, но безуспешно. Самолет-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полет хватило, так как самолет перед рейсом в Кабул был заправлен с расчетом на обратный рейс и топливо не было слито.

     Для большей скрытности самолет уходил из Афганистана на запад, в Иран, а не на север, в Россию через Среднюю Азию, причем на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолет в свое воздушное пространство, в дальнейшем самолет беспрепятственно прилетел в Шарджу, Эмираты. В ночь на 19 августа российские летчики вернулись в Казань.

     Указ о награждении экипажа борта RA-76842 был подписан 22 августа 1996 года. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

     Экипаж захваченного в Афганистане самолета Ил-76:

Командир воздушного судна (Командир) - Владимир Ильич Шарпатов - Герой России.
Второй пилот - Газинур Гарифзянович Хайруллин - Герой России.
Штурман - Александр Викторович Здор - Орден Мужества.
Бортинженер - Асхат Минахметович Аббязов - Орден Мужества.
Бортрадист - Юрий Николаевич Вшивцев - Орден Мужества.
Ведущий инженер - Сергей Борисович Бутузов - Орден Мужества.
Ведущий инженер - Виктор Петрович Рязанов - Орден Мужества.

Захват российского самолета Ил-76 в Кандагаре

Событие началось: 3 августа 1995 года (24 года назад)

В небе над Афганистаном 3 августа 1995 года российский транспортный самолет Ил-76 был захвачен истребителями отряда оппозиционного движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара. Лайнер с семью членами экипажа на борту, по заказу афганского правительства, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана - Шарджа - Кабул.

     Захваченный самолет принадлежал казанской авиакомпании «Аэростан», на борту по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана-Кабул, аэропорт Баграм, с грузом стрелковых боеприпасов.

     Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных.

     Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителями МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешенных к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещенными к перевозке снарядами.

     Более года, а именно 378 дней, члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжелым: плененные люди всерьез опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана».

     С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

     Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолетам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.

     Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолет требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под конвоем, поддерживать самолет в работоспособном состоянии.

     Экипаж захваченного в Афганистане талибами российского самолета Ил-76 смог 16 августа 1996 года совершить побег на своем же самолете - через Иран в Объединенные Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв.

     Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлету, но безуспешно. Самолет-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полет хватило, так как самолет перед рейсом в Кабул был заправлен с расчетом на обратный рейс и топливо не было слито.

     Для большей скрытности самолет уходил из Афганистана на запад, в Иран, а не на север, в Россию через Среднюю Азию, причем на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолет в свое воздушное пространство, в дальнейшем самолет беспрепятственно прилетел в Шарджу, Эмираты. В ночь на 19 августа российские летчики вернулись в Казань.

     Указ о награждении экипажа борта RA-76842 был подписан 22 августа 1996 года. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

     Экипаж захваченного в Афганистане самолета Ил-76:

Командир воздушного судна (Командир) - Владимир Ильич Шарпатов - Герой России.
Второй пилот - Газинур Гарифзянович Хайруллин - Герой России.
Штурман - Александр Викторович Здор - Орден Мужества.
Бортинженер - Асхат Минахметович Аббязов - Орден Мужества.
Бортрадист - Юрий Николаевич Вшивцев - Орден Мужества.
Ведущий инженер - Сергей Борисович Бутузов - Орден Мужества.
Ведущий инженер - Виктор Петрович Рязанов - Орден Мужества.

... читать ещё >
Новости и события
Этим днем в 1995 году произошел захват российского самолета Ил-76 в Кандагаре
Российский самолет Ил-76 с семью членами экипажа на борту: Владимир Ильич Шарпатов, Газинур Гарифзянович Хайруллин, Александр Викторович Здор, Асхат Минахметович Аббязов, Юрий Николаевич Вшивцев, Сергей Борисович Бутузов, Виктор Петрович Рязанов, по заказу афганского правительства совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана - Шарджа - Кабул. Лайнер был захвачен истребителями отряда оппозиционного движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара 3 августа 1995 года.
Историческая драма «Кандагар» вышла в прокат
Кинофильм, режиссера Андрея Кавуна, «Кандагар» 4 февраля 2019 года, вышел на российские экраны. Историческая драма основана на реальных событиях. Прототипом вымышленного персонажа, выступающего координатором и спонсором побега летчиков, является Виктор Бут. Слоган фильма: «Выжить, чтобы вернуться». Съемки проходили в России, Турции и Марокко.
Побег экипажа российского Ил-76 из Кандагара
Экипаж захваченного в Афганистане талибами российского самолета Ил-76 смог 16 августа 1996 года совершить побег на своем же самолете - через Иран в Объединенные Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв.

Хайруллин Газинур Гарифзянович
 

Командир воздушного судна Ил-76 Открытого Акционерного Общества «Авиакомпания «Волга-Днепр». Герой Российской Федерации. Являлся вторым пилотом самолета Ил-76, принудительно посаженного на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта совершил побег из плена.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.