Трагически погиб летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи

Летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи трагически погиб 27 марта 1943 года во время испытательного полета на первом советском ракетном самолете-моноплане БИ-1 с жидкостным двигателем. Полет осуществлялся на территории Свердловской области в окрестностях поселка Билимбай. Задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 км/ч на высоте 2 000 метров. Разогнавшись до скорости свыше 900 км/ч, самолет плавно вошел в пике и врезался в землю.


     В середине августа 1941 года Бахчиванджи был отозван с фронта, где сражался на истребителе МиГ-3 и успел провести 26 боев уничтожив 6 самолетов противника. Летчик был направлен в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1.

     При запуске двигателя на испытательном стенде 20 февраля 1942 года произошел взрыв. Головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

     Первый пилотируемый Григорием Бахчиванджи полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем состоялся 15 мая 1942 года. За короткий срок летчик-испытатель совершил еще три полета, один раз самолет поднимал второй летчик-испытатель Константин Груздев. В этих полетах были зафиксированы наивысшие летные показатели - продолжительность полета 6 минут 22 секунды, максимальная скорость 675 км/ч, вертикальная скороподъемность 82 м/с.

     В последний роковой полет Григорий Бахчиванджи отправился 27 марта 1943 года. Летное задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 750-800 км/ч. Ни летчики, ни конструкторы не знали тогда, что самолет с прямым нестреловидным крылом при околозвуковых скоростях 800-1000 км/ч попадает в волновой кризис и машину затягивает в пикирование, выйти из которого у летчика не было никакой возможности. Впрочем, как и спастись, так как катапультных кресел тогда не существовало.

     До конца работы двигателя на 78-й секунде, полет проходил нормально. Но разогнавшись до скорости около 900 км/ч и достигнув высоты 2 000 метров, самолет вдруг опустил нос, и под острым углом резко стал снижаться, упав в шести километрах от аэродрома. Капитану Бахчиванджи было тогда всего 32 года.

     Именем летчика-героя назван кратер на Луне, а в поселке Кольцово Екатеринбургской области, в аэропорту Екатеринбурга и на родине героя в станице Бриньковской Краснодарского края, воздвигнуты памятники летчику-первопроходцу.

Трагически погиб летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи

Событие началось: 27 марта 1943 года (77 лет назад)

Летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи трагически погиб 27 марта 1943 года во время испытательного полета на первом советском ракетном самолете-моноплане БИ-1 с жидкостным двигателем. Полет осуществлялся на территории Свердловской области в окрестностях поселка Билимбай. Задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 800 км/ч на высоте 2 000 метров. Разогнавшись до скорости свыше 900 км/ч, самолет плавно вошел в пике и врезался в землю.


     В середине августа 1941 года Бахчиванджи был отозван с фронта, где сражался на истребителе МиГ-3 и успел провести 26 боев уничтожив 6 самолетов противника. Летчик был направлен в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1.

     При запуске двигателя на испытательном стенде 20 февраля 1942 года произошел взрыв. Головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

     Первый пилотируемый Григорием Бахчиванджи полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем состоялся 15 мая 1942 года. За короткий срок летчик-испытатель совершил еще три полета, один раз самолет поднимал второй летчик-испытатель Константин Груздев. В этих полетах были зафиксированы наивысшие летные показатели - продолжительность полета 6 минут 22 секунды, максимальная скорость 675 км/ч, вертикальная скороподъемность 82 м/с.

     В последний роковой полет Григорий Бахчиванджи отправился 27 марта 1943 года. Летное задание предусматривало доведение скорости горизонтального полета до 750-800 км/ч. Ни летчики, ни конструкторы не знали тогда, что самолет с прямым нестреловидным крылом при околозвуковых скоростях 800-1000 км/ч попадает в волновой кризис и машину затягивает в пикирование, выйти из которого у летчика не было никакой возможности. Впрочем, как и спастись, так как катапультных кресел тогда не существовало.

     До конца работы двигателя на 78-й секунде, полет проходил нормально. Но разогнавшись до скорости около 900 км/ч и достигнув высоты 2 000 метров, самолет вдруг опустил нос, и под острым углом резко стал снижаться, упав в шести километрах от аэродрома. Капитану Бахчиванджи было тогда всего 32 года.

     Именем летчика-героя назван кратер на Луне, а в поселке Кольцово Екатеринбургской области, в аэропорту Екатеринбурга и на родине героя в станице Бриньковской Краснодарского края, воздвигнуты памятники летчику-первопроходцу.

... читать ещё >
Билимбай

Истребитель БИ-1
 

Истребитель БИ-1, БИ - Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель - ракетный самолет, первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем. Реактивный перехватчик представлял собой одноместный свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок,  в основном деревянной конструкции. Трапециевидное неразъемное крыло самолета БИ имело конструкции кессонного типа. Кабина летчика имела защиту, состоящую из передней бронеплиты, бронеспинки и бронестекла. Перед кабиной в верхней части фюзеляжа на деревянном лафете под съемной крышкой устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 45 снарядов.

Мемориальный комплекс памяти Григория Бахчиванджи
в Краснодарском крае

Мемориальный комплекс памяти Григория Бахчиванджи расположен в станице Бриньковская Краснодарского края, на его родине. Является культурно-историческим центром сохранения и пропаганды регионального наследия. Скульптурная композиция играет важную роль в патриотическом воспитании молодого поколения.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.