Потоплен британский лайнер «Лакония» с военнопленными

Немецкая подводная лодка U-156, 12 сентября 1942 года, атаковала и потопила британское судно «Лакония», перевозившее около 1 800 военнопленных итальянцев. Обнаружив это, командир подлодки Вернер Хартенштайн оказал помощь выжившим итальянцам, а также другим пассажирам, после чего запросил у командования инструкции о дальнейших действиях. Спасавшая пострадавших военнопленных субмарина шла в надводном положении и под флагом Красного Креста, тем не менее, она была атакована американскими ВВС.

     Выйдя 15 августа 1942 года из Лорьяна в очередное патрулирование, 12 сентября U-156 встретила войсковой транспорт «Лакония», следовавший из Суэца в Великобританию. На борту находились 2 789 человек: 136 членов экипажа, около 80 гражданских, приблизительно 268 британских военнослужащих, свыше 1 800 итальянских пленных и 160 польских тюремщиков.

     В 11:37 наблюдатель субмарины доложил, что видит дым. На мостик поднялся капитан. Лодка увеличила скорость и легла курсом на перехват. К 15 часам класс корабля был идентифицирован и было принято решение об атаке. Был произведен залп из торпедных аппаратов №1 и №3 с интервалом в 20 секунд. В 22:07 судно поразила первая торпеда, через несколько секунд - вторая. В 22:22 с борта судна дали радио открытым текстом об атаке подводной лодки и о бедственном положении. В 23:25 судно затонуло.

     Видя плачевное положение экипажа «Лаконии», капитан субмарины принял решение оказать помощь, и, уже проводя спасательную операцию, запросил разрешения штаба. Понимая, что собственными силами не справиться, 13 сентября в 06:00 капитан на волне 25 метров передал радиограмму с призывом о помощи терпящим бедствие людям.

     На помощь поспешили подводные лодки: немецкие лодки U-506 и U-507, итальянская «Каппеллини». На его призыв также откликнулось правительство Виши, выслав к месту трагедии сторожевой корабль «Аннамит» и крейсер «Глуар».

     Подводная лодка U-156, 14 сентября 1942 года приняла на борт свыше 400 человек. Затем около половины из них были снова высажены в лодки и на плоты. Всего в океане теперь плавало 22 спасательных шлюпки и плота, на которых нашли временное спасение примерно полторы тысячи человек. В воде больше не оставалось ни одного потерпевшего.

     U-156 дождалась пришедших на помощь U-506 и U-507, на борт которых была передана часть спасенных с «Лаконии». На борту U-156 оставалось 55 итальянцев и 55 англичан, в том числе 5 женщин, 16 сентября в 11:25 над субмариной пролетел самолет с опознавательными знаками ВВС США. Это был морской бомбардировщик В-24 Либерейтор. При его появлении над рубкой лодки был поднят большой флаг Красного Креста.

     С подводной лодки попытались связаться с самолетом с помощью сигнального прожектора, но не получили ответа. Через полчаса самолет снова приблизился к U-156. Это был все тот же Либерейтор, хотя немцы об этом не знали.

     К этому времени пилот Либерейтора, лейтенант Джеймс Харден, получил недвусмысленный приказ командира эскадрильи ВВС армии США Роберта Ричардсона III: «Топи их всех». Харден выполнил несколько заходов, сбросив на U-156 пять или шесть бомб. Одна бомба взорвалась между спасательными шлюпками, перевернув одну из них. Две последние бомбы взорвались прямо под центральным отсеком U-156, поэтому Харден счел, что ему удалось потопить вражескую подлодку.

     На самом деле U-156 была лишь повреждена. В лодку стала поступать вода, а поврежденные аккумуляторные батареи начали выделять ядовитый хлор, поэтому Хартенштайн передал сигнал бедствия и приказал высадить всех посторонних в шлюпки. Подлодка смогла погрузиться и осуществить ремонт, насколько это было возможно в море. Всплыв, капитан U-156 Хартенштайн радировал о случившимся в штаб.

     U-507 также подверглась атаке. Узнав о помощи союзников, 17 сентября 1942 года командующий подводными силами германии отдал печально известный приказ Тритон Ноль.

     «Тритон Ноль» или «приказ Лакония» - приказ, отданный командующим подводными силами ВМФ Германии Карлом Деницем 17 сентября 1942 года командирам всех подводных лодок. Приказ запрещал оказывать помощь пассажирам и экипажу потопленных подводной лодкой судов. Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450.

ЗАКРЫТЬ X

Подводная лодка U-156
 

Подводный крейсер U-156 - немецкая Дизель-электрическая подводная лодка типа IXC кригсмарине времён Второй мировой войны. Командиром лодки на протяжении всей её службы был капитан-лейтенант, позднее корветтен-капитан, Вернер Хартенштайн. Подводная лодка выполнила 5 боевых походов. Принимала участие в нападении на Арубу в феврале 1942. Потопила 20 судов. Повредила 3 судна и один военный корабль.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.