Посадка корабля Аполлон-15 на поверхность Луны

На пятый день полета экипаж космического корабля «Аполлон-15» начал приготовления к посадке на лунную поверхность, лунный модуль совершил успешную посадку 30 июля 1971 года. Это была четвертая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток, чуть менее 67 часов. Общая продолжительность трех выходов на лунную поверхность составила 18 часов 30 минут.

     На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нем в общей сложности 27,9 километров. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полета специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

     Космический корабль был впервые оборудован модулем научных приборов и доставил к Луне небольшой искусственный спутник, который был запущен под занавес миссии. На обратном пути к Земле пилот командного модуля Альфред Уорден впервые совершил выход в открытый космос в межпланетном пространстве, чтобы демонтировать и доставить на Землю отснятые фотокассеты.

     Командный модуль корабля «Индевор» был назван в честь легендарного парусника «Индевор», на котором британский исследователь и первооткрыватель Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное путешествие в 1768-1771 годах. Лунный модуль получил позывные «Фалкон». Сокол - талисман Академии ВВС США. Все члены экипажа «Аполлона-15» были офицерами ВВС США.

     Из всех шести посадок «Аполлонов» эта была самой жесткой. «Фалкон» ощутимо ударился о поверхность, он был существенно тяжелее всех предыдущих лунных модулей. Посадка состоялась 30 июля 1971 года в 22:16:29, от момента включения двигателя посадочной ступени лунного модуля прошло 12 минут 21,7 секунды. Астронавты еще не знали, что они сели в 548 метрах к северо-западу от запланированного места посадки.

     НАСА назвало полет «Аполлона-15» самым успешным из всех состоявшихся пилотируемых полетов. Через четыре месяца после его благополучного завершения, в декабре 1971 года, был подготовлен обширный доклад, в котором были сделаны следующие выводы:

     Выводы девятой пилотируемой миссии на Луну в рамках программы «Аполлон»:

- Миссия «Аполлона-15» продемонстрировала, что в результате увеличения объемов расходуемых материалов и установки научных приборов командный и служебный модули стали эффективными средствами сбора научной информации. Данные, передававшиеся в режиме реального времени, позволили ученым вместе с астронавтами участвовать в принятии решений для максимизации научных результатов.

- Полет показал, что модифицированные ракета-носитель и космический корабль могут доставлять гораздо больше грузов, чем прежде, а улучшенная система обеспечения жизнедеятельности - безопасно увеличивать время пребывания на Луне.

- Мобильная телекамера, управляемая с Земли, позволила ученым в режиме реального времени участвовать во внекорабельной деятельности астронавтов на поверхности Луны.

- Практическая ценность «Лунного Ровера» была подтверждена путем значительного увеличения перемещаемых грузов и территории исследуемой лунной поверхности.

- Лунный передатчик информации предоставил возможность непрерывной связи в пути и во время остановок на большом удалении от лунного модуля.

- «Аполлон-15» продемонстрировал, что экипаж может в большей степени выполнять функции научных наблюдателей и исследователей, доверив мониторинг технических параметров миссии персоналу на Земле.

- Уникальная способность человека наблюдать и мыслить творчески еще раз подчеркнула ценность пилотируемых космических полетов. Это выразилось в том, что многие задания были дополнены экипажем с целью получения максимальной научной отдачи.


     «Аполлон-15», по сути, стал последней миссией в рамках программы «Аполлон», в ходе которой ставились и были успешно решены принципиально новые инженерно-технические задачи. В результате первой высадки на Луну астронавтов «Аполлона-11» Нила Армстронга и Эдвина Олдрина было практически доказано, что посадка возможна и что люди могут находиться на поверхности Луны и выполнять полезную работу.

     «Аполлон-12» и Чарлз Конрад и Алан Бин показали, что посадку на Луну можно осуществлять с очень большой точностью и что люди могут работать на ее поверхности безо всяких проблем по нескольку часов подряд. Экипаж «Аполлона-14» Алан Шепард и Эдгар Митчелл продемонстрировали, что люди на Луне способны пешком преодолевать довольно значительные расстояния и что им вполне под силу самостоятельно вернуться к своему кораблю, в случае поломки будущих лунных транспортных средств.

     Экипаж «Аполлона-15» успешно испытал само это транспортное средство, «Лунный Ровер», и доказал, что астронавты могут находиться на Луне продолжительное время, до трех суток, а в перспективе и дольше, и что беспрерывно работать на поверхности можно до восьми часов. Таким образом, была практически подтверждена возможность создания на Луне постоянно действующих обитаемых баз.

     В ходе полета было много незначительных отказов техники. Но они не помешали успешному выполнению полетного задания и были учтены при подготовке последующих миссий. «Аполлон-15» показал, что есть все основания ожидать от остававшихся двух лунных экспедиций еще более впечатляющих результатов.

Посадка корабля Аполлон-15 на поверхность Луны

Событие началось: 30 июля 1971 года (48 лет назад)
Новости и события
Последняя в XX веке посадка космического корабля на Луну
Челленджер с астронавтами Юджином Сернаном и Харрисоном Шмиттом на борту 11 декабря 1972 года совершил посадку в долине Таурус-Литтров, на юго-восточной окраине Моря Ясности. Астронавты оставались на Луне чуть более трех суток, 74 часа 59 минут 40 секунд.
Аполлон-16 совершил посадку на поверхность Луны
Пятая высадка людей на Луну состоялась 21 апреля 1972 года в ходе программы НАСА «Аполлон-16». Это была первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Акцент миссии был на научные исследования. В распоряжении астронавтов, как и у экипажа предыдущей экспедиции, был лунный автомобиль, «Лунный Ровер u2116 2».

На пятый день полета экипаж космического корабля «Аполлон-15» начал приготовления к посадке на лунную поверхность, лунный модуль совершил успешную посадку 30 июля 1971 года. Это была четвертая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток, чуть менее 67 часов. Общая продолжительность трех выходов на лунную поверхность составила 18 часов 30 минут.

     На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нем в общей сложности 27,9 километров. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полета специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

     Космический корабль был впервые оборудован модулем научных приборов и доставил к Луне небольшой искусственный спутник, который был запущен под занавес миссии. На обратном пути к Земле пилот командного модуля Альфред Уорден впервые совершил выход в открытый космос в межпланетном пространстве, чтобы демонтировать и доставить на Землю отснятые фотокассеты.

     Командный модуль корабля «Индевор» был назван в честь легендарного парусника «Индевор», на котором британский исследователь и первооткрыватель Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное путешествие в 1768-1771 годах. Лунный модуль получил позывные «Фалкон». Сокол - талисман Академии ВВС США. Все члены экипажа «Аполлона-15» были офицерами ВВС США.

     Из всех шести посадок «Аполлонов» эта была самой жесткой. «Фалкон» ощутимо ударился о поверхность, он был существенно тяжелее всех предыдущих лунных модулей. Посадка состоялась 30 июля 1971 года в 22:16:29, от момента включения двигателя посадочной ступени лунного модуля прошло 12 минут 21,7 секунды. Астронавты еще не знали, что они сели в 548 метрах к северо-западу от запланированного места посадки.

     НАСА назвало полет «Аполлона-15» самым успешным из всех состоявшихся пилотируемых полетов. Через четыре месяца после его благополучного завершения, в декабре 1971 года, был подготовлен обширный доклад, в котором были сделаны следующие выводы:

     Выводы девятой пилотируемой миссии на Луну в рамках программы «Аполлон»:

- Миссия «Аполлона-15» продемонстрировала, что в результате увеличения объемов расходуемых материалов и установки научных приборов командный и служебный модули стали эффективными средствами сбора научной информации. Данные, передававшиеся в режиме реального времени, позволили ученым вместе с астронавтами участвовать в принятии решений для максимизации научных результатов.

- Полет показал, что модифицированные ракета-носитель и космический корабль могут доставлять гораздо больше грузов, чем прежде, а улучшенная система обеспечения жизнедеятельности - безопасно увеличивать время пребывания на Луне.

- Мобильная телекамера, управляемая с Земли, позволила ученым в режиме реального времени участвовать во внекорабельной деятельности астронавтов на поверхности Луны.

- Практическая ценность «Лунного Ровера» была подтверждена путем значительного увеличения перемещаемых грузов и территории исследуемой лунной поверхности.

- Лунный передатчик информации предоставил возможность непрерывной связи в пути и во время остановок на большом удалении от лунного модуля.

- «Аполлон-15» продемонстрировал, что экипаж может в большей степени выполнять функции научных наблюдателей и исследователей, доверив мониторинг технических параметров миссии персоналу на Земле.

- Уникальная способность человека наблюдать и мыслить творчески еще раз подчеркнула ценность пилотируемых космических полетов. Это выразилось в том, что многие задания были дополнены экипажем с целью получения максимальной научной отдачи.


     «Аполлон-15», по сути, стал последней миссией в рамках программы «Аполлон», в ходе которой ставились и были успешно решены принципиально новые инженерно-технические задачи. В результате первой высадки на Луну астронавтов «Аполлона-11» Нила Армстронга и Эдвина Олдрина было практически доказано, что посадка возможна и что люди могут находиться на поверхности Луны и выполнять полезную работу.

     «Аполлон-12» и Чарлз Конрад и Алан Бин показали, что посадку на Луну можно осуществлять с очень большой точностью и что люди могут работать на ее поверхности безо всяких проблем по нескольку часов подряд. Экипаж «Аполлона-14» Алан Шепард и Эдгар Митчелл продемонстрировали, что люди на Луне способны пешком преодолевать довольно значительные расстояния и что им вполне под силу самостоятельно вернуться к своему кораблю, в случае поломки будущих лунных транспортных средств.

     Экипаж «Аполлона-15» успешно испытал само это транспортное средство, «Лунный Ровер», и доказал, что астронавты могут находиться на Луне продолжительное время, до трех суток, а в перспективе и дольше, и что беспрерывно работать на поверхности можно до восьми часов. Таким образом, была практически подтверждена возможность создания на Луне постоянно действующих обитаемых баз.

     В ходе полета было много незначительных отказов техники. Но они не помешали успешному выполнению полетного задания и были учтены при подготовке последующих миссий. «Аполлон-15» показал, что есть все основания ожидать от остававшихся двух лунных экспедиций еще более впечатляющих результатов.

... читать ещё >

Альфред Меррилл Уорден
Alfred Merrill «Al» Worden

Астронавт НАСА. Полковник Военно-воздушных сил в отставке. Управлял командным модулем космического корабля «Аполлон-15», вращавшимся на окололунной орбите в составе экспедиции.
(1930-1991)

Джеймс Ирвин
James Benson «Jim» Irwin

Американский астронавт. Полет в космос совершил в качестве пилота лунного модуля «Аполлона-15». Восьмой человек, побывавший на Луне. Награжден медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.