Побег пилота Романа Свистунова в Швецию

Пилот сельскохозяйственной авиации Роман Свистунов 27 мая 1987 года сбежал в Швецию на самолете Ан-2Р. Как позже рассказал угонщик, будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому Роману пришла идея бежать из страны. За пару недель до угона он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом. В этот период Свистунов, притворяясь механиком, сдружился с работниками аэродрома.

     В ночь на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом - сторожем летного поля колхоза «Друва» - распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолета, пробрался на аэродром, где залез в Ан-2Р и запустил двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружье, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий. В 05:10 самолет поднялся в воздух.

     Свистунов был не первым, кто решился бежать из СССР в Швецию на самолете: ровно 4 годами ранее, 27 мая 1983 года, пилот Ванагс из Риги, являвшийся командиром звена, также угнал Ан-2 и долетел на нем до Готланда. Шведские власти вернули самолет, но летчик получил политическое убежище.

     Чтобы предупредить подобные попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолетов на авиационно-химических работах. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило.

     Полет над Балтийским морем длился более двух часов, за которые самолет преодолел около 350 километров. В районе острова Эстернгарнсхольм из-за истощения топлива двигатель начал работать с перебоями, а затем остановился, поэтому пилот принял решение о посадке на воду.

     Ранее шведские военные засекли на экране радиолокатора небольшой низколетящий самолет, следующий к Швеции, на его перехват были подняты два истребителя, но когда военная авиация прибыла в нужный район, Ан-2 уже приводнился на поверхность моря примерно в сотне метров от восточного берега шведского острова Готланд в районе поселения Остергарн и вскоре затонул.

     Угонщик успел выбраться из кабины и оставшуюся дистанцию преодолел вплавь, после чего на берегу забрался в одно из строений, где похитил сухую одежду. Здесь его и задержал Ларс Флемстрем - пилот вертолета, прибывший сюда после того, как рыбаки сообщили об аварии самолета близ берега. На вертолете Романа доставили в офис полиции в Висбю для допроса, где он попросил политического убежища.

     Когда в СССР стало известно о побеге, 28 мая Роман Свистунов был обвинен в угоне самолета, от Швеции потребовали вернуть угонщика и самолет. В тот же день информацию об обвинении угонщику с требованием его экстрадиции в Советский Союз опубликовал ТАСС. Также в Висбю прибыли сотрудник советского посольства и представитель министерства гражданской авиации СССР, чтобы увидеться с беглецом, однако последний на такое предложение ответил категорическим отказом.

     Швеция не стала выдавать Романа Свистунова, но шведский суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно. Он получил вид на жительство 4 сентября. Роман два года проработал в пиццерии-ресторане Söderports, после чего еще год проработал в другой пиццерии, а в 1990 году он уехал с Готланда, чтобы работать в других странах шеф-поваром. В 1992 году Свистунов вернулся в Швецию со своей семьей из Николаева.

Побег пилота Романа Свистунова в Швецию

Событие началось: 27 мая 1987 года (32 года назад)
Новости и события

08.11.1975 Мятеж на военном корабле «Сторожевой»

Ночью 8 ноября 1975 года на большом противолодочном корабле «Сторожевой» Балтийского флота вспыхнуло восстание, которое возглавил замполит Валерий Саблин. Вечером капитан 3 ранга Саблин зашел в каюту командира корабля капитана 2 ранга Потульного и доложил, что в помещении поста гидроакустиков происходят беспорядки.
Читать дальше

Пилот сельскохозяйственной авиации Роман Свистунов 27 мая 1987 года сбежал в Швецию на самолете Ан-2Р. Как позже рассказал угонщик, будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому Роману пришла идея бежать из страны. За пару недель до угона он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом. В этот период Свистунов, притворяясь механиком, сдружился с работниками аэродрома.

     В ночь на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом - сторожем летного поля колхоза «Друва» - распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолета, пробрался на аэродром, где залез в Ан-2Р и запустил двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружье, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий. В 05:10 самолет поднялся в воздух.

     Свистунов был не первым, кто решился бежать из СССР в Швецию на самолете: ровно 4 годами ранее, 27 мая 1983 года, пилот Ванагс из Риги, являвшийся командиром звена, также угнал Ан-2 и долетел на нем до Готланда. Шведские власти вернули самолет, но летчик получил политическое убежище.

     Чтобы предупредить подобные попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолетов на авиационно-химических работах. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило.

     Полет над Балтийским морем длился более двух часов, за которые самолет преодолел около 350 километров. В районе острова Эстернгарнсхольм из-за истощения топлива двигатель начал работать с перебоями, а затем остановился, поэтому пилот принял решение о посадке на воду.

     Ранее шведские военные засекли на экране радиолокатора небольшой низколетящий самолет, следующий к Швеции, на его перехват были подняты два истребителя, но когда военная авиация прибыла в нужный район, Ан-2 уже приводнился на поверхность моря примерно в сотне метров от восточного берега шведского острова Готланд в районе поселения Остергарн и вскоре затонул.

     Угонщик успел выбраться из кабины и оставшуюся дистанцию преодолел вплавь, после чего на берегу забрался в одно из строений, где похитил сухую одежду. Здесь его и задержал Ларс Флемстрем - пилот вертолета, прибывший сюда после того, как рыбаки сообщили об аварии самолета близ берега. На вертолете Романа доставили в офис полиции в Висбю для допроса, где он попросил политического убежища.

     Когда в СССР стало известно о побеге, 28 мая Роман Свистунов был обвинен в угоне самолета, от Швеции потребовали вернуть угонщика и самолет. В тот же день информацию об обвинении угонщику с требованием его экстрадиции в Советский Союз опубликовал ТАСС. Также в Висбю прибыли сотрудник советского посольства и представитель министерства гражданской авиации СССР, чтобы увидеться с беглецом, однако последний на такое предложение ответил категорическим отказом.

     Швеция не стала выдавать Романа Свистунова, но шведский суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно. Он получил вид на жительство 4 сентября. Роман два года проработал в пиццерии-ресторане Söderports, после чего еще год проработал в другой пиццерии, а в 1990 году он уехал с Готланда, чтобы работать в других странах шеф-поваром. В 1992 году Свистунов вернулся в Швецию со своей семьей из Николаева.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.