Первая авиакатастрофа с авиалайнером Ту-134

Авиакатастрофа с самолетом Ту-134А сербской авиакомпании Aviogenex произошла 23 мая 1971 года в аэропорту Риека на острове Крк, Хорватия. В результате крушения погибли 78 человек. В истории самолетов Ту-134 это первая катастрофа с момента начала их пассажирской эксплуатации. На момент событий являлась крупнейшей авиационной катастрофой в Югославии.

     К моменту вылета авиалайнера из Лондона в Риеке стоял туман и дул сильный ветер, небо было полностью затянуто облаками и началась гроза. Горизонтальная видимость снизилась до 10 километров, а юго-западный ветер дул со скоростью 15 узлов.

     Ту-134 снижался по глиссаде при включенной прямой системе посадки с поступательной скоростью около 300 км/ч. Затем за 70 секунд до посадки в 4 километрах от торца полосы на высоте 300 метров над уровнем моря лайнер неожиданно попал в зону ливневого дождя, поэтому пилоты тут же включили стеклоочистители лобового стекла. При пролете через дождь возникла небольшая турбулентность.

     За 52 секунды до посадки авиалайнер попал в вертикальный воздушный поток, при этом его бросило вправо и вверх. Экипаж тут же попытался вернуть самолет на глиссаду, при этом увеличив режим работы двигателей. Также рули высоты были отклонены вниз, чтобы исправить превышение над глиссадой, при этом поступательная скорость возросла, а за 32 секунды до посадки мощность двигателей была снижена до холостого хода.

     За 18 секунд до посадки Ту-134 пролетел средний маркер, находясь при этом выше глиссады и правее продолжения оси полосы, поэтому командир принял решение уходить на второй круг, для чего увеличил мощность двигателей и потянул штурвал «на себя». К тому моменту уже были сумерки, а условия полета переходили с визуальных на приборные.

     В сочетании с дождем и водой на полосе это, вероятно, привело к тому, что у экипажа создалось впечатление, что они гораздо выше над полосой и дальше от нее, чем на самом деле. Всего через три секунды после прерывания захода на посадку, командир отменяет свое решение, поэтому двигатели переводят в режим холостого хода, а штурвал отклонен «от себя».

     Авиалайнер коснулся полосы в 150 метрах от ее начального торца. Из-за высокой вертикальной скорости, касание оказалось очень жестким. Правая стойка шасси ударила в лонжерон мотогондолы с силой около 70 тонн и проломила его. В 200 метрах от начального торца полосы правая плоскость крыла врезалась в бетон полосы и начала разрушаться.

     Вытекающий из поврежденных топливных баков авиакеросин тут же воспламенился от искр, вылетающих из-под трущихся о бетон закрылков. Пожар сразу активировал автоматическую противопожарную систему, которая в свою очередь активировала противопожарные установки во всех двигателях, а также отключила электропитание от основного генератора и заглушила вентиляцию генераторов.

     Самолет на скорости около 200 км/ч начал переворачиваться, при этом уклоняясь вправо, после чего вылетел с полосы. В процессе переворачивания разрушился правый двигатель, потом правый стабилизатор, а затем от боковой нагрузки отделился киль. Также отделился хвостовой конус, при этом разорвав провода, шедшие от батареи для резервного питания и аварийного освещения салона, в результате чего на самолете сразу потух весь свет. Промчавшись на спине около 350 метров авиалайнер остановился.

     Летный экипаж попытался открыть дверь из кабины в салон, но из-за деформации фюзеляжа в верхней части дверь заклинило. Тогда оба пилота и оба бортинженера выбрались из кабины наружу через неповрежденное окно второго пилота и попытались открыть переднюю выходную дверь с правой стороны. Однако та не поддавалась.

     Тем временем, в течение двух минут с момента катастрофы к месту прибыл расчет пожарной службы аэропорта. К этому времени возник сильный пожар на левой плоскости крыла и послабее в хвостовой части, у правого двигателя и остатков правой плоскости. Пожарная команда в течение минуты ликвидировала возгорание в хвостовой части и у правой плоскости, а к пятой минуте с момента остановки самолета пожар вокруг самолета был потушен.

     Однако к тому моменту разгорался пожар внутри фюзеляжа. Густой дым выходил из хвостовой части, а также из отверстий в фюзеляже, когда спасатели пытались прорубить выходы. Через 8 минут с момента остановки на правой и левых плоскостях вновь вспыхнул огонь.

     На десятой минуте огонь уже охватил значительную часть салона и центроплана, продолжая усиливаться, что вынудило пожарных отойти на безопасное расстояние, а еще примерно через 10 минут пожар добрался до кислородного оборудования в передней части самолета, в результате чего произошел мощный взрыв, уничтоживший переднюю часть фюзеляжа.

     Из всех находящихся в салоне самолета выжил лишь один пассажир, который выбрался через пролом в заднем багажном отделении. Все остальные 75 пассажиров и 3 стюардессы погибли. Это была первая катастрофа в истории пассажирской эксплуатации Ту-134.

Первая авиакатастрофа с авиалайнером Ту-134

Событие началось: 23 мая 1971 года (48 лет назад)
Новости и события

20.06.2011 Катастрофа пассажирского авиалайнера Ту-134 в Карелии

Поздним вечером 20 июня 2011 года пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», совершавший чартерный рейс из Москвы в Петрозаводск, разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Петрозаводска. На борту находились 52 человека: 43 пассажира, из них детей в возрасте от двух до двенадцати лет - пять человек, четыре члена летного экипажа, три бортпроводника и два авиатехника.
Читать дальше

Авиакатастрофа с самолетом Ту-134А сербской авиакомпании Aviogenex произошла 23 мая 1971 года в аэропорту Риека на острове Крк, Хорватия. В результате крушения погибли 78 человек. В истории самолетов Ту-134 это первая катастрофа с момента начала их пассажирской эксплуатации. На момент событий являлась крупнейшей авиационной катастрофой в Югославии.

     К моменту вылета авиалайнера из Лондона в Риеке стоял туман и дул сильный ветер, небо было полностью затянуто облаками и началась гроза. Горизонтальная видимость снизилась до 10 километров, а юго-западный ветер дул со скоростью 15 узлов.

     Ту-134 снижался по глиссаде при включенной прямой системе посадки с поступательной скоростью около 300 км/ч. Затем за 70 секунд до посадки в 4 километрах от торца полосы на высоте 300 метров над уровнем моря лайнер неожиданно попал в зону ливневого дождя, поэтому пилоты тут же включили стеклоочистители лобового стекла. При пролете через дождь возникла небольшая турбулентность.

     За 52 секунды до посадки авиалайнер попал в вертикальный воздушный поток, при этом его бросило вправо и вверх. Экипаж тут же попытался вернуть самолет на глиссаду, при этом увеличив режим работы двигателей. Также рули высоты были отклонены вниз, чтобы исправить превышение над глиссадой, при этом поступательная скорость возросла, а за 32 секунды до посадки мощность двигателей была снижена до холостого хода.

     За 18 секунд до посадки Ту-134 пролетел средний маркер, находясь при этом выше глиссады и правее продолжения оси полосы, поэтому командир принял решение уходить на второй круг, для чего увеличил мощность двигателей и потянул штурвал «на себя». К тому моменту уже были сумерки, а условия полета переходили с визуальных на приборные.

     В сочетании с дождем и водой на полосе это, вероятно, привело к тому, что у экипажа создалось впечатление, что они гораздо выше над полосой и дальше от нее, чем на самом деле. Всего через три секунды после прерывания захода на посадку, командир отменяет свое решение, поэтому двигатели переводят в режим холостого хода, а штурвал отклонен «от себя».

     Авиалайнер коснулся полосы в 150 метрах от ее начального торца. Из-за высокой вертикальной скорости, касание оказалось очень жестким. Правая стойка шасси ударила в лонжерон мотогондолы с силой около 70 тонн и проломила его. В 200 метрах от начального торца полосы правая плоскость крыла врезалась в бетон полосы и начала разрушаться.

     Вытекающий из поврежденных топливных баков авиакеросин тут же воспламенился от искр, вылетающих из-под трущихся о бетон закрылков. Пожар сразу активировал автоматическую противопожарную систему, которая в свою очередь активировала противопожарные установки во всех двигателях, а также отключила электропитание от основного генератора и заглушила вентиляцию генераторов.

     Самолет на скорости около 200 км/ч начал переворачиваться, при этом уклоняясь вправо, после чего вылетел с полосы. В процессе переворачивания разрушился правый двигатель, потом правый стабилизатор, а затем от боковой нагрузки отделился киль. Также отделился хвостовой конус, при этом разорвав провода, шедшие от батареи для резервного питания и аварийного освещения салона, в результате чего на самолете сразу потух весь свет. Промчавшись на спине около 350 метров авиалайнер остановился.

     Летный экипаж попытался открыть дверь из кабины в салон, но из-за деформации фюзеляжа в верхней части дверь заклинило. Тогда оба пилота и оба бортинженера выбрались из кабины наружу через неповрежденное окно второго пилота и попытались открыть переднюю выходную дверь с правой стороны. Однако та не поддавалась.

     Тем временем, в течение двух минут с момента катастрофы к месту прибыл расчет пожарной службы аэропорта. К этому времени возник сильный пожар на левой плоскости крыла и послабее в хвостовой части, у правого двигателя и остатков правой плоскости. Пожарная команда в течение минуты ликвидировала возгорание в хвостовой части и у правой плоскости, а к пятой минуте с момента остановки самолета пожар вокруг самолета был потушен.

     Однако к тому моменту разгорался пожар внутри фюзеляжа. Густой дым выходил из хвостовой части, а также из отверстий в фюзеляже, когда спасатели пытались прорубить выходы. Через 8 минут с момента остановки на правой и левых плоскостях вновь вспыхнул огонь.

     На десятой минуте огонь уже охватил значительную часть салона и центроплана, продолжая усиливаться, что вынудило пожарных отойти на безопасное расстояние, а еще примерно через 10 минут пожар добрался до кислородного оборудования в передней части самолета, в результате чего произошел мощный взрыв, уничтоживший переднюю часть фюзеляжа.

     Из всех находящихся в салоне самолета выжил лишь один пассажир, который выбрался через пролом в заднем багажном отделении. Все остальные 75 пассажиров и 3 стюардессы погибли. Это была первая катастрофа в истории пассажирской эксплуатации Ту-134.

... читать ещё >
Риека
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.