Перехват южнокорейского Боинга 707 над Карелией

Катастрофа Боинга 707 в Карелии произошла ночью 20 апреля 1978 года на территории Карельской АССР. Пассажирский авиалайнер южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines совершал пассажирский рейс по маршруту Париж-Анкоридж-Сеул, когда, значительно отклонившись от курса, оказался над Кольским полуостровом, тем самым нарушив воздушную границу СССР.

     Авиалайнер был перехвачен и атакован советскими истребителями Су-15, в связи с чем совершил аварийную посадку на замерзшее озеро Корпиярви. Огнем перехватчика были убиты 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии, еще 13 пассажиров получили ранения. Боинг выполнял рейс по маршруту Париж - Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Самолетом управлял экипаж из 12 человек во главе с 46-летним командиром Ким Чханкью и вторым пилотом Ли Чхинсином. Среди 97 пассажиров было 5 детей.

     Над северным магнитным полюсом - по одной версии из-за неисправности гироскопического полукомпаса, по второй из-за ошибки пилотов - лайнер начал совершать разворот направо. Описав огромную плавную дугу, он фактически полетел назад на юг - через Шпицберген в направлении финско-советской границы.

     В 20:54 Боинг был обнаружен советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома «Африканда» был поднят истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к авиалайнеру, Босов покачал крыльями. В ответ на это Боинг развернулся и стал уходить в сторону Финляндии.

     Босов получил от командира 21-го корпуса ПВО Владимира Царькова приказ уничтожить нарушителя. В 21:42 Су-15 выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя Боинга, оторвав часть крыла длиной 3-4 метра. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолет начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

     Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят второй Су-15 265-го истребительного авиаполка ПВО, выпустивший по фрагменту крыла одну ракету. На смену исчерпавшему топливо Су-15 подошел другой такой же истребитель.

     В 23:05 пострадавший авиалайнер совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви возле поселка Лоухи. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на его борт поднялся прапорщик Дубодел. Из числа пассажиров рейса 902 от осколков ракеты погиб 1 человек, еще 1 умер от ранений по дороге в больницу, еще 13 человек получили ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолетами в город Кемь и через два дня отпущены. Боинг 727 авиакомпании Pan American доставил их из Мурманска в Хельсинки.

     Командир и второй пилот авиалайнера были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР.

     Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И командир, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы страны.

     Комиссия из Москвы прибыла на место происшествия 21 апреля. СССР предъявил Республике Корее счет на 100 000 долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Авиалайнер был списан и разделан на металлолом - авиакомпания Korean Air Lines отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по его эвакуации.

Перехват южнокорейского Боинга 707 над Карелией

Дата события: 20 апреля 1978 года (41 год назад)

Катастрофа Боинга 707 в Карелии произошла ночью 20 апреля 1978 года на территории Карельской АССР. Пассажирский авиалайнер южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines совершал пассажирский рейс по маршруту Париж-Анкоридж-Сеул, когда, значительно отклонившись от курса, оказался над Кольским полуостровом, тем самым нарушив воздушную границу СССР.

     Авиалайнер был перехвачен и атакован советскими истребителями Су-15, в связи с чем совершил аварийную посадку на замерзшее озеро Корпиярви. Огнем перехватчика были убиты 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии, еще 13 пассажиров получили ранения. Боинг выполнял рейс по маршруту Париж - Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Самолетом управлял экипаж из 12 человек во главе с 46-летним командиром Ким Чханкью и вторым пилотом Ли Чхинсином. Среди 97 пассажиров было 5 детей.

     Над северным магнитным полюсом - по одной версии из-за неисправности гироскопического полукомпаса, по второй из-за ошибки пилотов - лайнер начал совершать разворот направо. Описав огромную плавную дугу, он фактически полетел назад на юг - через Шпицберген в направлении финско-советской границы.

     В 20:54 Боинг был обнаружен советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома «Африканда» был поднят истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к авиалайнеру, Босов покачал крыльями. В ответ на это Боинг развернулся и стал уходить в сторону Финляндии.

     Босов получил от командира 21-го корпуса ПВО Владимира Царькова приказ уничтожить нарушителя. В 21:42 Су-15 выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя Боинга, оторвав часть крыла длиной 3-4 метра. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолет начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

     Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят второй Су-15 265-го истребительного авиаполка ПВО, выпустивший по фрагменту крыла одну ракету. На смену исчерпавшему топливо Су-15 подошел другой такой же истребитель.

     В 23:05 пострадавший авиалайнер совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви возле поселка Лоухи. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на его борт поднялся прапорщик Дубодел. Из числа пассажиров рейса 902 от осколков ракеты погиб 1 человек, еще 1 умер от ранений по дороге в больницу, еще 13 человек получили ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолетами в город Кемь и через два дня отпущены. Боинг 727 авиакомпании Pan American доставил их из Мурманска в Хельсинки.

     Командир и второй пилот авиалайнера были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР.

     Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И командир, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы страны.

     Комиссия из Москвы прибыла на место происшествия 21 апреля. СССР предъявил Республике Корее счет на 100 000 долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Авиалайнер был списан и разделан на металлолом - авиакомпания Korean Air Lines отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по его эвакуации.

... читать ещё >
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.