Началась операция «Боло» в ходе войны во Вьетнаме

Операция «Боло» осуществлялась ВВС США в ходе Вьетнамской войны. Целью операции было ликвидация угрозы со стороны северовьетнамских истребителей МиГ-21. В ходе операции американская авиация провела один из своих наиболее успешных воздушных боев за всю войну. 

     Начиная с марта 1965 года, авиация США осуществляла регулярные бомбардировки Демократической Республики Вьетнам - ДРВ в рамках кампании «Раскаты Грома». В течение первого года основу системы ПВО ДРВ составляла ствольная артиллерия и пулеметы, в то время как зенитно-ракетные комплексы и истребители-перехватчики играли достаточно небольшую роль.

     Однако, постоянная поддержка со стороны СССР позволила укрепить ПВО и ВВС страны. С середины 1966 года активизировались действия северовьетнамской авиации, получившей на вооружение современные истребители МиГ-21. В конце года командование ВВС ДРВ начало практиковать перехват американских самолетов на дальних подступах к целям, что позволило нанести ощутимые потери ударным F-105 «Тандерчиф».

     Осенью 1966 года новым командиром 8-го тактического истребительного крыла ВВС США на авиабазе Убон, Таиланд, стал полковник Робин Олдс, ас Второй мировой войны. Он был обеспокоен увеличением потерь в воздушных боях и пришел к выводу о необходимости нанести удар по авиации противника. До этого времени борьба с ВВС ДРВ считалась второстепенной задачей из-за их невысокой активности.

     Уничтожить МиГи на земле было невозможно из-за того, что продолжал действовать запрет на бомбардировки вьетнамских аэродромов: высшее политическое руководство США опасалось, что удары по аэродромам приведут к жертвам среди советского военного персонала и к резкой эскалации войны, вплоть до прямого вмешательства СССР. Выход был один: вовлечь авиацию противника в воздушный бой на выгодных для американской стороны условиях.

     Операция получила кодовое название «Боло». Ее суть заключалась в том, что истребители F-4 «Фантом II» должны были имитировать поведение группы ударных F-105, представлявших для МиГов более легкую цель. Имитация включала использование стандартных маршрутов подлета к цели, выдерживание характерной скорости и высоты, использование экипажами «Фантомов» терминологии пилотов «Тандерчифов» при радиообмене.

     Таким образом, МиГи должны были попасть в ловушку, атаковав вместо достаточно уязвимых ударных самолетов готовые к бою истребители. К этому времени у Северного Вьетнама был всего один авиаполк истребителей МиГ-21 - 921-й, базировавшийся на аэродроме Фук-Йен.

     Операция была назначена на 1 января 1967 года, но отложена на день из-за плохой погоды, 2 января все же было принято решение о проведении операции, несмотря на густую облачность. Основная задача возлагалась на 28 самолетов F-4C из состава 8-го крыла, возглавляемых лично Олдсом: именно они должны были имитировать ударную группу F-105 над Фук-Йен.

     Столько же «Фантомов» из 366-го тактического истребительного крыла имели задачу блокировать другие аэродромы со стороны побережья и перехватить северовьетнамские МиГ-и при попытке бегства в Китай.

     К обеспечению операции привлекались «дикие ласки» F-105, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, самолеты радиоэлектронной борьбы EB-66, самолеты прикрытия F-104. Дерзость операции заключалась еще и в том, что ни один пилот 8-го крыла до того момента не имел опыта реального воздушного боя: вьетнамские МиГ-и просто избегали сражаться с F-4, предпочитая безопасную для себя охоту на F-105.

     Американский план сработал. На перехват противника были подняты МиГ-21, и пилоты «Фантомов», используя численное превосходство и фактор внезапности, вступили с ними в маневренный воздушный бой, в котором успели принять участие только 12 F-4. По американским данным, было сбито 7 самолетов противника достоверно и 2 предположительно, собственных потерь не было.

     Вьетнамские данные подтверждают потерю 6 МиГ-21, из них одна понесена в результате израсходования самолетом топлива, и 1 летчика, а также признают факт отсутствия у американцев потерь. Для 921-го полка это был тяжелый, но не последний удар: 6 января ВВС США устроили новую ловушку и сбили еще два МиГ-21.

     Потеряв за несколько дней половину имевшихся МиГ-21, командование ВВС ДРВ было вынуждено пересмотреть тактику использования истребительной авиации. Личный состав 921-го полка был деморализован произошедшим. В целом, на восполнение потерь ушло по крайней мере два месяца: вплоть до весны 1967 года 921-й полк оставался небоеспособным, активность северовьетнамской авиации почти прекратилась.

     Воздушное сражение 2 января 1967 года было одним из крупнейших за всю войну. По официальным американским данным, таких же крупных успехов позднее удавалось достичь всего дважды: в мае 1967 года и в мае 1972 года. Единственным утешением для вьетнамцев стало спасение всех сбитых в этот день летчиков.

Началась операция «Боло» в ходе войны во Вьетнаме

Событие началось: 2 января 1967 года (52 года назад)
Новости и события

31.01.1968 Началось Тетское наступление в ходе Вьетнамской войны

Тетское наступление, также известное как Новогоднее наступление, стало первым широкомасштабным наступлением коммунистических сил во время войны во Вьетнаме. Данную операцию принято считать переломным моментом войны, после которого общественное мнение в США утратило веру в возможность победы во Вьетнаме. В ночь на 31 января 1968 года силы Вьетконга перешли в наступление по всей территории Южного Вьетнама.
Читать дальше

Операция «Боло» осуществлялась ВВС США в ходе Вьетнамской войны. Целью операции было ликвидация угрозы со стороны северовьетнамских истребителей МиГ-21. В ходе операции американская авиация провела один из своих наиболее успешных воздушных боев за всю войну. 

     Начиная с марта 1965 года, авиация США осуществляла регулярные бомбардировки Демократической Республики Вьетнам - ДРВ в рамках кампании «Раскаты Грома». В течение первого года основу системы ПВО ДРВ составляла ствольная артиллерия и пулеметы, в то время как зенитно-ракетные комплексы и истребители-перехватчики играли достаточно небольшую роль.

     Однако, постоянная поддержка со стороны СССР позволила укрепить ПВО и ВВС страны. С середины 1966 года активизировались действия северовьетнамской авиации, получившей на вооружение современные истребители МиГ-21. В конце года командование ВВС ДРВ начало практиковать перехват американских самолетов на дальних подступах к целям, что позволило нанести ощутимые потери ударным F-105 «Тандерчиф».

     Осенью 1966 года новым командиром 8-го тактического истребительного крыла ВВС США на авиабазе Убон, Таиланд, стал полковник Робин Олдс, ас Второй мировой войны. Он был обеспокоен увеличением потерь в воздушных боях и пришел к выводу о необходимости нанести удар по авиации противника. До этого времени борьба с ВВС ДРВ считалась второстепенной задачей из-за их невысокой активности.

     Уничтожить МиГи на земле было невозможно из-за того, что продолжал действовать запрет на бомбардировки вьетнамских аэродромов: высшее политическое руководство США опасалось, что удары по аэродромам приведут к жертвам среди советского военного персонала и к резкой эскалации войны, вплоть до прямого вмешательства СССР. Выход был один: вовлечь авиацию противника в воздушный бой на выгодных для американской стороны условиях.

     Операция получила кодовое название «Боло». Ее суть заключалась в том, что истребители F-4 «Фантом II» должны были имитировать поведение группы ударных F-105, представлявших для МиГов более легкую цель. Имитация включала использование стандартных маршрутов подлета к цели, выдерживание характерной скорости и высоты, использование экипажами «Фантомов» терминологии пилотов «Тандерчифов» при радиообмене.

     Таким образом, МиГи должны были попасть в ловушку, атаковав вместо достаточно уязвимых ударных самолетов готовые к бою истребители. К этому времени у Северного Вьетнама был всего один авиаполк истребителей МиГ-21 - 921-й, базировавшийся на аэродроме Фук-Йен.

     Операция была назначена на 1 января 1967 года, но отложена на день из-за плохой погоды, 2 января все же было принято решение о проведении операции, несмотря на густую облачность. Основная задача возлагалась на 28 самолетов F-4C из состава 8-го крыла, возглавляемых лично Олдсом: именно они должны были имитировать ударную группу F-105 над Фук-Йен.

     Столько же «Фантомов» из 366-го тактического истребительного крыла имели задачу блокировать другие аэродромы со стороны побережья и перехватить северовьетнамские МиГ-и при попытке бегства в Китай.

     К обеспечению операции привлекались «дикие ласки» F-105, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, самолеты радиоэлектронной борьбы EB-66, самолеты прикрытия F-104. Дерзость операции заключалась еще и в том, что ни один пилот 8-го крыла до того момента не имел опыта реального воздушного боя: вьетнамские МиГ-и просто избегали сражаться с F-4, предпочитая безопасную для себя охоту на F-105.

     Американский план сработал. На перехват противника были подняты МиГ-21, и пилоты «Фантомов», используя численное превосходство и фактор внезапности, вступили с ними в маневренный воздушный бой, в котором успели принять участие только 12 F-4. По американским данным, было сбито 7 самолетов противника достоверно и 2 предположительно, собственных потерь не было.

     Вьетнамские данные подтверждают потерю 6 МиГ-21, из них одна понесена в результате израсходования самолетом топлива, и 1 летчика, а также признают факт отсутствия у американцев потерь. Для 921-го полка это был тяжелый, но не последний удар: 6 января ВВС США устроили новую ловушку и сбили еще два МиГ-21.

     Потеряв за несколько дней половину имевшихся МиГ-21, командование ВВС ДРВ было вынуждено пересмотреть тактику использования истребительной авиации. Личный состав 921-го полка был деморализован произошедшим. В целом, на восполнение потерь ушло по крайней мере два месяца: вплоть до весны 1967 года 921-й полк оставался небоеспособным, активность северовьетнамской авиации почти прекратилась.

     Воздушное сражение 2 января 1967 года было одним из крупнейших за всю войну. По официальным американским данным, таких же крупных успехов позднее удавалось достичь всего дважды: в мае 1967 года и в мае 1972 года. Единственным утешением для вьетнамцев стало спасение всех сбитых в этот день летчиков.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.