Марш-бросок российских десантников на Приштину в ходе вооруженного конфликта в Югославии

Операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, в город Приштина, осуществлялась 12 июня 1999 года. Современной истории это событие известно как марш-бросок на Приштину. Целью операции было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Ошеломляющим броском из Боснии, двести российских десантников преодолели расстояние в 500 километров за 7,5 часов.

     Для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения своих геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Минобороны России и Министерства иностранных дел, с согласия Президента Бориса Ельцина, было принято решение о занятии аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента.

     В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии и взять под контроль стратегический объект - аэропорт «Слатина», и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента.

     Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа скрытно взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. В то же время установление контроля над аэродромом «Слатина» миротворческими силами НАТО было запланировано на 12 июня 1999 года. Основные сухопутные силы НАТО были сосредоточены в Македонии и готовились выступить в сторону Косово утром 12 июня 1999 года.

     Российскому миротворческому контингенту, находившемуся в Боснии и Герцеговине, 10 июня 1999 года поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек. Передовой отряд и колонна, в состав которой входили БТРы, автомашины «Урал» и «УАЗ», были подготовлены в кратчайший срок. При этом личный состав, который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать.

     В ночь на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских войск на Приштину. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косова, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки.

     Десантники в кратчайшие сроки заняли все помещения аэропорта «Слатина», подготовили круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по установлению контроля над аэропортом «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.

     Примерно в 11 часов утра в небе над аэродромом появился беспилотный самолет-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны сил НАТО. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались британские танки.

     Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились британские десантные вертолеты, пилоты которых предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолет заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его маневру. Потерпев неудачу, английские пилоты улетели.

     Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперед, двигаясь спиной к блокпосту. Один из российских офицеров потребовал от генерала Джексона прекратить движение, предупредив возможностью применения оружия в случае неповиновения. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.

     Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать третью мировую войну». Он дал команду окружить аэродром. Совершив марш, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолетами.

     По плану операции в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Однако Венгрия и Болгария отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со все прибывающими силами НАТО.

     В течение следующих нескольких дней переговоры между Россией и НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны происходили в Хельсинки, Финляндия. В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

     В течение июня - июля 1999 года в Косово из аэродромов в Иванове, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолетов Ил-76 с российским миротворческим контингентом, военной техникой и оборудованием. Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей - «Николай Фильченков», «Азов», «Цезарь Куников» и «Ямал», и в дальнейшем совершив марш в Косово через территорию Македонии.

     Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Участники броска на Приштину и лица участвовавшие в его подготовке были награждены специально учрежденной медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 года Босния-Косово».

Марш-бросок российских десантников на Приштину в ходе вооруженного конфликта в Югославии

Событие началось: 12 июня 1999 года (20 лет назад)

Операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, в город Приштина, осуществлялась 12 июня 1999 года. Современной истории это событие известно как марш-бросок на Приштину. Целью операции было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Ошеломляющим броском из Боснии, двести российских десантников преодолели расстояние в 500 километров за 7,5 часов.

     Для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения своих геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Минобороны России и Министерства иностранных дел, с согласия Президента Бориса Ельцина, было принято решение о занятии аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента.

     В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии и взять под контроль стратегический объект - аэропорт «Слатина», и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента.

     Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа скрытно взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. В то же время установление контроля над аэродромом «Слатина» миротворческими силами НАТО было запланировано на 12 июня 1999 года. Основные сухопутные силы НАТО были сосредоточены в Македонии и готовились выступить в сторону Косово утром 12 июня 1999 года.

     Российскому миротворческому контингенту, находившемуся в Боснии и Герцеговине, 10 июня 1999 года поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек. Передовой отряд и колонна, в состав которой входили БТРы, автомашины «Урал» и «УАЗ», были подготовлены в кратчайший срок. При этом личный состав, который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать.

     В ночь на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских войск на Приштину. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косова, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки.

     Десантники в кратчайшие сроки заняли все помещения аэропорта «Слатина», подготовили круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по установлению контроля над аэропортом «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.

     Примерно в 11 часов утра в небе над аэродромом появился беспилотный самолет-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны сил НАТО. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались британские танки.

     Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились британские десантные вертолеты, пилоты которых предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолет заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его маневру. Потерпев неудачу, английские пилоты улетели.

     Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперед, двигаясь спиной к блокпосту. Один из российских офицеров потребовал от генерала Джексона прекратить движение, предупредив возможностью применения оружия в случае неповиновения. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.

     Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать третью мировую войну». Он дал команду окружить аэродром. Совершив марш, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолетами.

     По плану операции в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Однако Венгрия и Болгария отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со все прибывающими силами НАТО.

     В течение следующих нескольких дней переговоры между Россией и НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны происходили в Хельсинки, Финляндия. В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

     В течение июня - июля 1999 года в Косово из аэродромов в Иванове, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолетов Ил-76 с российским миротворческим контингентом, военной техникой и оборудованием. Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей - «Николай Фильченков», «Азов», «Цезарь Куников» и «Ямал», и в дальнейшем совершив марш в Косово через территорию Македонии.

     Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Участники броска на Приштину и лица участвовавшие в его подготовке были награждены специально учрежденной медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 года Босния-Косово».

... читать ещё >
Слатина

Заварзин Виктор Михайлович
 

Депутат Государственной Думы VII созыва. Член фракции политической партии «Единая Россия». Заместитель председателя комитета ГД по обороне. Член комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.