Крушение авиалайнера Ту-154 под Хабаровском

Авиационная катастрофа Ту-154 под Хабаровском произошла 7 декабря 1995 года. Авиалайнер Ту-154Б-1 Хабаровского ОАО, совершавший рейс по маршруту Хабаровск-Южно-Сахалинск-Хабаровск-Улан-Удэ-Новосибирск, свалился с эшелона и врезался в гору Бо-Джауса в 274 километрах от Хабаровска. Погибли все находившиеся на его борту 98 человек - 90 пассажиров и 8 членов экипажа.

     Стоянка самолета в Южно-Сахалинске длилась около 2 часов. Самолет был обслужен по оперативной форме, при этом дозаправка топлива не производилась. На борт самолета сели 90 пассажиров, было загружено 6 650 килограмм багажа и груза.

     В процессе набора высоты состоялся диалог командира самолета и бортинженера, связанный с оценкой расхода топлива по группам баков. Он закончился следующими фразами: бортинженер - «Давай слева отработаем», командир - «Давай». Командир еще до включения автопилота отметил значительную несимметрию самолета и спросил бортинженера: «Как там по группам?», на что бортинженер ответил: «Нормально».

     Возможно, в связи с указанными обстоятельствами у экипажа сложилось решение осуществить несимметричную ручную перекачку топлива для обеспечения приемлемой балансировки по крену. В период 17:07:34-17:07:36 командир обратил внимание на ненормальную ситуацию, что выразилось в его восклицании: «Чего это ты делаешь, а? Убавь!».

     В течение следующих 2 секунд угловая скорость крена увеличилась и угол крена достиг 45 градусов. Можно предполагать, что к этому моменту экипаж распознал ситуацию, связанную с правым кренением, что сопровождалось командой: «Держи! Автопилот выключи!».

     Самолет перешел в крутую спираль со снижением, нарастанием скорости и отрицательного угла тангажа. Несмотря на энергичное отклонение штурвала влево, пилоты не ощутили каких-либо признаков прекращения правого кренения.

     Дальнейшие действия экипажа, сопровождавшиеся хаотическими знакопеременными перемещениями штурвала в быстро развивающейся аварийной ситуации свидетельствуют о полной потере пространственной ориентировки.

     Ошибки пилотов при попадании лайнера в сложное пространственное положение в значительной мере порождаются отсутствием в программах подготовки, как в реальных полетах, так и на тренажерах, упражнений для обучения пилотов и контроля их действий при непреднамеренном попадании в эволюцию, характеризующуюся значительными углами крена.

     В 17:08:21 самолет столкнулся со склоном горы Бо-Джауса в перевернутом положении с углом наклона траектории на пикирование около 70 градусов на скорости по прибору более 1000 км/час и вертикальной скорости снижения около 300 метров в секунду. Самолет полностью разрушился, все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.

     После того, как связь с самолетом пропала, начался его поиск. В операции участвовали самолеты и вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, ВВС и ВМФ. Поиск проходил на территории Хабаровского и Приморского краев, на акватории Татарского пролива.

     Поисковая операция осложнялась коротким световым днем, большим расстоянием от предполагаемого места падения самолета до аэродромов базирования, а также низкой температурой воздуха. Были опрошены жители населенных пунктов, военнослужащие, моряки и рыбаки, работники метеостанций.

     Через несколько дней экипаж одного из самолетов, участвовавших в операции, обратил внимание на свежий оползень на заснеженном склоне горы Бо-Джауса. С вертолетов высадились спасатели и подтвердили, что место катастрофы найдено. Авиалайнер полностью разрушился при падении. Останков как таковых не было, поверхность каменистого грунта в месте падения была покрыта мелко измельченной биологической массой.

Крушение авиалайнера Ту-154 под Хабаровском

Дата события: 7 декабря 1995 года (24 года назад)

Авиационная катастрофа Ту-154 под Хабаровском произошла 7 декабря 1995 года. Авиалайнер Ту-154Б-1 Хабаровского ОАО, совершавший рейс по маршруту Хабаровск-Южно-Сахалинск-Хабаровск-Улан-Удэ-Новосибирск, свалился с эшелона и врезался в гору Бо-Джауса в 274 километрах от Хабаровска. Погибли все находившиеся на его борту 98 человек - 90 пассажиров и 8 членов экипажа.

     Стоянка самолета в Южно-Сахалинске длилась около 2 часов. Самолет был обслужен по оперативной форме, при этом дозаправка топлива не производилась. На борт самолета сели 90 пассажиров, было загружено 6 650 килограмм багажа и груза.

     В процессе набора высоты состоялся диалог командира самолета и бортинженера, связанный с оценкой расхода топлива по группам баков. Он закончился следующими фразами: бортинженер - «Давай слева отработаем», командир - «Давай». Командир еще до включения автопилота отметил значительную несимметрию самолета и спросил бортинженера: «Как там по группам?», на что бортинженер ответил: «Нормально».

     Возможно, в связи с указанными обстоятельствами у экипажа сложилось решение осуществить несимметричную ручную перекачку топлива для обеспечения приемлемой балансировки по крену. В период 17:07:34-17:07:36 командир обратил внимание на ненормальную ситуацию, что выразилось в его восклицании: «Чего это ты делаешь, а? Убавь!».

     В течение следующих 2 секунд угловая скорость крена увеличилась и угол крена достиг 45 градусов. Можно предполагать, что к этому моменту экипаж распознал ситуацию, связанную с правым кренением, что сопровождалось командой: «Держи! Автопилот выключи!».

     Самолет перешел в крутую спираль со снижением, нарастанием скорости и отрицательного угла тангажа. Несмотря на энергичное отклонение штурвала влево, пилоты не ощутили каких-либо признаков прекращения правого кренения.

     Дальнейшие действия экипажа, сопровождавшиеся хаотическими знакопеременными перемещениями штурвала в быстро развивающейся аварийной ситуации свидетельствуют о полной потере пространственной ориентировки.

     Ошибки пилотов при попадании лайнера в сложное пространственное положение в значительной мере порождаются отсутствием в программах подготовки, как в реальных полетах, так и на тренажерах, упражнений для обучения пилотов и контроля их действий при непреднамеренном попадании в эволюцию, характеризующуюся значительными углами крена.

     В 17:08:21 самолет столкнулся со склоном горы Бо-Джауса в перевернутом положении с углом наклона траектории на пикирование около 70 градусов на скорости по прибору более 1000 км/час и вертикальной скорости снижения около 300 метров в секунду. Самолет полностью разрушился, все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.

     После того, как связь с самолетом пропала, начался его поиск. В операции участвовали самолеты и вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, ВВС и ВМФ. Поиск проходил на территории Хабаровского и Приморского краев, на акватории Татарского пролива.

     Поисковая операция осложнялась коротким световым днем, большим расстоянием от предполагаемого места падения самолета до аэродромов базирования, а также низкой температурой воздуха. Были опрошены жители населенных пунктов, военнослужащие, моряки и рыбаки, работники метеостанций.

     Через несколько дней экипаж одного из самолетов, участвовавших в операции, обратил внимание на свежий оползень на заснеженном склоне горы Бо-Джауса. С вертолетов высадились спасатели и подтвердили, что место катастрофы найдено. Авиалайнер полностью разрушился при падении. Останков как таковых не было, поверхность каменистого грунта в месте падения была покрыта мелко измельченной биологической массой.

... читать ещё >

Международный аэропорт Хабаровск-Новый
имени адмирала Геннадия Невельского

Международный аэропорт Хабаровск-Новый, имени адмирала Геннадия Невельского - крупнейший авиаузел в Дальневосточном Федеральном округе. Ежегодно аэропорт обслуживает более 2 млн пассажиров и около 30 тысяч тонн груза. Комплекс относится к классу «А» и располагает двумя параллельными взлетно-посадочными полосами размером 3500х45 м и 4000х60 м. Аэродром имеет круглогодичную возможность для приема и выпуска практически любого типа воздушных судов и рассчитан на стоянку 55 воздушных судов. Аэропорт Хабаровск - Новый является одним из 6 аэропортов России, имеющих сертификат по девятой - высшей, категории по противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта, а также по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению. Полномочия единоличного исполнительного органа Аэропорта Хабаровска переданы управляющей компании - ООО «Управляющая Компания КОМАКС».
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.