Крушение авиалайнера Боинг 747 на острове Гуам

Крушение южнокорейского пассажирского авиалайнера Боинг 747 на острове Гуам произошло 6 августа 1997 года. Эта трагедия стала одной из крупнейших авиакатастроф в истории. Авиалайнер Боинг 747 авиакомпании Кореан Эйр выполнял рейс по маршруту Сеул-Аганья и заходил на посадку в местном аэропорту, но на подходе к полосе врезался в холм и полностью разрушился. Из находившихся на его борту 254 человек выжило всего 26, все получили ранения.

     Согласно записям речевого самописца, управление самолетом в течение всего полета осуществлял командир. Когда авиалайнер находился на эшелоне 12 500 метров и примерно в 444 километрах северо-западней радиомаяка Нимиц, второй пилот установил связь с диспетчером подхода аэропорта Гуам. Диспетчер передал инструкции по заходу на посадку на полосу №6L и в дал указание снижаться до высоты 792 метра.

     В процессе снижения выяснилось, что на Гуаме погодные условия непрерывно ухудшаются, в это время был сезон дождей. К тому же курсовой радиомаяк не работал, так как проходил техобслуживание, что значительно осложняло посадку.

     Исходя из записи переговоров в кабине, не успевший как следует отдохнуть перед вылетом командир, вероятно, больше волновался о том, что стоянка в Гуаме по графику составляла всего 3,5 часа, после чего им предстоял обратный рейс. Экипаж самолета сообщил, что из-за кучево-дождевых облаков самолет обошел ориентир «Чарли Браво» и запрашивает радиолокационный вектор для посадки на полосу №6L.

     Диспетчер дал указание выйти на посадочный курс. Авиалайнер в этот момент проходил высоту 853 метра с выпущенными на 10° закрылками и убранными шасси. Второй пилот сообщил, что наблюдает по приборам захват траектории глиссады, хотя радиомаяк не работал. Услышав от второго пилота, что глиссада работает, бортинженер выразил удивление и попросил перепроверить. Но командир также заявил, что глиссада работает, несмотря на неоднократные предупреждения бортинженера, что глиссада неисправна.

     Примерно в 16,7 километрах от порога полосы экипаж начал снижение с высоты 804 метров. Когда самолет проходил высоту 731 метр, командир через несколько секунд все же заметил, что глиссада работает неточно. Диспетчер подхода дал указание переходить на связь с диспетчерской вышкой, что экипаж и выполнил. К тому моменту авиалайнер находился в 12,6 километрах от полосы и на высоте менее 610 метров.

     Диспетчер разрешил посадку, поэтому при прохождении высоты 550 метров закрылки были установлены в посадочное положение и выпущены шасси. Больше радиосообщений с борта уже не поступало. Когда самолет прошел высоту 427 метров в кабине пилотов сработала система GPWS, предупреждающая о близости земли. Командир спросил, работает ли глиссада, но ответа от второго пилота или бортинженера на речевом самописце так и не было обнаружено, и дал команду включить стеклоочистители.

     Когда лайнер находился на высоте 335 метров и в 7,4 километрах от торца полосы, когда второй пилот, зачитывая пункты контрольной карты, спросил: «Не наблюдается полоса?», а через пару секунд система GPWS сообщила о высоте над поверхностью земли менее 152 метров, что вызвало у бортинженера возглас изумления. Снижающийся самолет прошел высоту 256 метров, а GPWS выдала голосовое предупреждение: «Минимум-минимум!».

     Еще через пять секунд при проходе высоты 222 метра второй пилот заявил, что надо уходить на второй круг, а через секунду они оба с бортинженером сообщили, что не видят полосу. Тогда штурвал был чуть потянут на себя, после чего лайнер медленно начал поднимать нос, при этом продолжая снижаться.

     В 6,1 километрах от торца полосы №6L аэропорта Аганьи летящий на высоте 201 метр над уровнем моря пассажирский авиалайнер врезался в холм в местности Нимиц-Хилл и полностью разрушился. По свидетельствам выживших пассажиров, все произошло настолько быстро, что они даже не успели закричать.

     Вылившееся из поврежденных топливных баков авиатопливо воспламенилось, что вызвало обширный пожар, продолжавшийся в течение 8 часов. Из-за труднодоступности места происшествия и блокирования единственной ведущей к месту катастрофы небольшой дороги спасатели смогли добраться лишь через несколько часов. В катастрофе погибли 228 человек - 14 членов экипажа - все 3 пилота и 11 стюардесс, и 214 пассажиров. Выжили лишь 26 человек - 23 пассажира и 3 стюардессы.

     На 2019 год это первая и единственная катастрофа в истории самолетов Боинг 747-300. Среди возможных причин катастрофы назывались неполадки двигателей и плохие погодные условия. Во время посадки видимость составляла 1,6 километра.

     Одно из объяснений катастрофе дается с позиций социологии и культурологии и заключается в специфике корейской культуры. Ряд кросс-культурных исследований в области авиационной безопасности показал, что одной из причин подобных катастроф зачастую является так называемый «индекс дистанции власти» в кабине пилотов.

     Республика Корея относится к странам с высоким индексом дистанции власти - в таких культурах социальная иерархия имеет большое значение, и как следствие, в них не принято возражать старшим - в том числе, в кабине пилотов не принято перечить действиям командира.

     В истории авиации зафиксирован целый ряд случаев, когда катастрофы происходили из-за того, что пилоты не осмеливались возразить командиру в тот момент, когда он допускал критическую для полета ошибку, либо настоять на своем в общении с авиадиспетчерами аэропорта. Именно это происходило на борту разбившегося рейса.

     Согласно расшифровке и интерпретации записи речевого самописца, высказывания второго пилота показывали, что он несколько раз намекал командиру на ошибку и даже мог бы успеть спасти самолет, если бы настоял на своем либо перехватил управление, однако пилот не осмелился этого сделать.

Крушение авиалайнера Боинг 747 на острове Гуам

Событие началось: 6 августа 1997 года (22 года назад)
  • Показать статью

    Крушение южнокорейского пассажирского авиалайнера Боинг 747 на острове Гуам произошло 6 августа 1997 года. Эта трагедия стала одной из крупнейших авиакатастроф в истории. Авиалайнер Боинг 747 авиакомпании Кореан Эйр выполнял рейс по маршруту Сеул-Аганья и заходил на посадку в местном аэропорту, но на подходе к полосе врезался в холм и полностью разрушился. Из находившихся на его борту 254 человек выжило всего 26, все получили ранения.

         Согласно записям речевого самописца, управление самолетом в течение всего полета осуществлял командир. Когда авиалайнер находился на эшелоне 12 500 метров и примерно в 444 километрах северо-западней радиомаяка Нимиц, второй пилот установил связь с диспетчером подхода аэропорта Гуам. Диспетчер передал инструкции по заходу на посадку на полосу №6L и в дал указание снижаться до высоты 792 метра.

         В процессе снижения выяснилось, что на Гуаме погодные условия непрерывно ухудшаются, в это время был сезон дождей. К тому же курсовой радиомаяк не работал, так как проходил техобслуживание, что значительно осложняло посадку.

         Исходя из записи переговоров в кабине, не успевший как следует отдохнуть перед вылетом командир, вероятно, больше волновался о том, что стоянка в Гуаме по графику составляла всего 3,5 часа, после чего им предстоял обратный рейс. Экипаж самолета сообщил, что из-за кучево-дождевых облаков самолет обошел ориентир «Чарли Браво» и запрашивает радиолокационный вектор для посадки на полосу №6L.

         Диспетчер дал указание выйти на посадочный курс. Авиалайнер в этот момент проходил высоту 853 метра с выпущенными на 10° закрылками и убранными шасси. Второй пилот сообщил, что наблюдает по приборам захват траектории глиссады, хотя радиомаяк не работал. Услышав от второго пилота, что глиссада работает, бортинженер выразил удивление и попросил перепроверить. Но командир также заявил, что глиссада работает, несмотря на неоднократные предупреждения бортинженера, что глиссада неисправна.

         Примерно в 16,7 километрах от порога полосы экипаж начал снижение с высоты 804 метров. Когда самолет проходил высоту 731 метр, командир через несколько секунд все же заметил, что глиссада работает неточно. Диспетчер подхода дал указание переходить на связь с диспетчерской вышкой, что экипаж и выполнил. К тому моменту авиалайнер находился в 12,6 километрах от полосы и на высоте менее 610 метров.

         Диспетчер разрешил посадку, поэтому при прохождении высоты 550 метров закрылки были установлены в посадочное положение и выпущены шасси. Больше радиосообщений с борта уже не поступало. Когда самолет прошел высоту 427 метров в кабине пилотов сработала система GPWS, предупреждающая о близости земли. Командир спросил, работает ли глиссада, но ответа от второго пилота или бортинженера на речевом самописце так и не было обнаружено, и дал команду включить стеклоочистители.

         Когда лайнер находился на высоте 335 метров и в 7,4 километрах от торца полосы, когда второй пилот, зачитывая пункты контрольной карты, спросил: «Не наблюдается полоса?», а через пару секунд система GPWS сообщила о высоте над поверхностью земли менее 152 метров, что вызвало у бортинженера возглас изумления. Снижающийся самолет прошел высоту 256 метров, а GPWS выдала голосовое предупреждение: «Минимум-минимум!».

         Еще через пять секунд при проходе высоты 222 метра второй пилот заявил, что надо уходить на второй круг, а через секунду они оба с бортинженером сообщили, что не видят полосу. Тогда штурвал был чуть потянут на себя, после чего лайнер медленно начал поднимать нос, при этом продолжая снижаться.

         В 6,1 километрах от торца полосы №6L аэропорта Аганьи летящий на высоте 201 метр над уровнем моря пассажирский авиалайнер врезался в холм в местности Нимиц-Хилл и полностью разрушился. По свидетельствам выживших пассажиров, все произошло настолько быстро, что они даже не успели закричать.

         Вылившееся из поврежденных топливных баков авиатопливо воспламенилось, что вызвало обширный пожар, продолжавшийся в течение 8 часов. Из-за труднодоступности места происшествия и блокирования единственной ведущей к месту катастрофы небольшой дороги спасатели смогли добраться лишь через несколько часов. В катастрофе погибли 228 человек - 14 членов экипажа - все 3 пилота и 11 стюардесс, и 214 пассажиров. Выжили лишь 26 человек - 23 пассажира и 3 стюардессы.

         На 2019 год это первая и единственная катастрофа в истории самолетов Боинг 747-300. Среди возможных причин катастрофы назывались неполадки двигателей и плохие погодные условия. Во время посадки видимость составляла 1,6 километра.

         Одно из объяснений катастрофе дается с позиций социологии и культурологии и заключается в специфике корейской культуры. Ряд кросс-культурных исследований в области авиационной безопасности показал, что одной из причин подобных катастроф зачастую является так называемый «индекс дистанции власти» в кабине пилотов.

         Республика Корея относится к странам с высоким индексом дистанции власти - в таких культурах социальная иерархия имеет большое значение, и как следствие, в них не принято возражать старшим - в том числе, в кабине пилотов не принято перечить действиям командира.

         В истории авиации зафиксирован целый ряд случаев, когда катастрофы происходили из-за того, что пилоты не осмеливались возразить командиру в тот момент, когда он допускал критическую для полета ошибку, либо настоять на своем в общении с авиадиспетчерами аэропорта. Именно это происходило на борту разбившегося рейса.

         Согласно расшифровке и интерпретации записи речевого самописца, высказывания второго пилота показывали, что он несколько раз намекал командиру на ошибку и даже мог бы успеть спасти самолет, если бы настоял на своем либо перехватил управление, однако пилот не осмелился этого сделать.

остров Гуам
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.