Катастрофа самолета Ил-14 на полуострове Святой Нос

Авиакатастрофа Ил-14 на Байкале произошла 14 июня 1981 года. Пассажирский самолет с 48 людьми на борту столкнулся с горой, расположенной на полуострове Большой Нос. В результате трагедии погибли все находившиеся в самолете люди.

     Самолет выполнял рейс по маршруту Северомуйск-Нижнеангарск-Усть-Баргузин-Улан-Удэ. Его пилотировал экипаж из 138 летного отряда, состоящий из командира А. Т. Мордовского, второго пилота А. Л. Кырмыгенова и бортмеханика А. В. Жарникова. В салоне работала стюардесса Н. Р. Кришталова. Всего на борту находились 44 пассажира: 31 взрослый и 13 детей. В 14:41 Ил-14 вылетел из Северомуйска.

     Из-за сложных метеоусловий Нижнеангарский аэропорт был закрыт, в связи с чем рейс продолжил полет к следующей промежуточной остановке - Усть-Баргузину, находясь при этом на эшелоне 3 600 метров. Над Усть-Баргузином в это время на небе имелись кучево-дождевые облака с нижней границей 1 000 метров, ветер был умеренный северо-западный, а видимость составляла 10 километров.

     Таким образом обстановка по маршруту и аэродрому соответствовала уровню подготовки командира. В 15:30 экипаж сообщил диспетчеру о пролете Ангаракана, а в 15:41 вышел на связь с диспетчером Улан-Удэ. Из-за большого удаления самолета от Улан-Удэ, улан-удэнский диспетчер не контролировал полет по обзорному локатору и радиопеленгатору. В свою очередь, экипаж при ведении авиалайнера не использовал имеющийся комплекс радиотехнических средств, соответствующий техническим требованиям.

     На участке от Ангаракана до Усть-Баргузина на эшелоне полета 3 600 метров ожидался западно-юго-западный ветер со скоростью 50 км/ч. Но фактический ветер был юго-юго-западным со скоростью 25-30 км/ч. Чтобы уточнить свое местоположение, в 16:02 экипаж связался с диспетчером башни аэропорта Усть-Баргузин, при этом не дойдя до рубежа приема-передачи 75-80 километров, а также не сообщив об этом диспетчеру в Улан-Удэ, таким образом нарушив правила ведения радиообмена.

     Также, связавшись с диспетчером в Усть-Баргузине, экипаж не стал сообщать свое местоположение, а диспетчер, в свою очередь, не уточнив местоположение самолета, сообщил условия посадки и предупредил, что радиопеленгатор аэропорта работает неустойчиво. Над Усть-Баргузином к тому времени облачность повысилась и опустилась до высоты 800 метров, шел дождь, дул южный умеренный ветер, а видимость составляла 5 километров. Такая погода соответствовала минимуму аэропорта при правилах полетов по приборам.

     В 16:16 экипаж, после получения разрешения от диспетчера и после получения обратного пеленга, начал снижаться с высоты 3 600 метров до 2 700. В 16:18 с самолета доложили о занятии высоты 2 700 метров и переходе на визуальный полет, а также запросили разрешение на визуальный заход на посадку.

     Находясь над Байкалом, пилоты не видели земли и не знали своего точного местоположения, но, тем не менее, они продолжали снижаться. Фактически же Ил-14 находился на 21 километр правее линии заданного пути. Когда пилоты увидели впереди береговую линию, то решили, что это берег материка, хотя на самом деле это был берег полуострова Святой Нос.

     Влетев в облако, в 16:22 в 21 километре от аэропорта находящийся на высоте 1 250 метров и выполняющий левый разворот самолет врезался в покрытый лесом склон горы высотой 1 877 метров, полностью разрушился и сгорел. Все 48 человек на его борту погибли.

     В своих выводах комиссия расследовавшая трагедию указала, что катастрофа произошла по вине экипажа и диспетчера. Первому в вину ставили пассивное ведение самолета, а также начало преждевременного снижения, не имея данных о своем местоположении. Диспетчер был обвинен в пассивном управлении полетами без учета фактической погодной обстановки.

Катастрофа самолета Ил-14 на полуострове Святой Нос

Событие началось: 14 июня 1981 года (38 лет назад)

Авиакатастрофа Ил-14 на Байкале произошла 14 июня 1981 года. Пассажирский самолет с 48 людьми на борту столкнулся с горой, расположенной на полуострове Большой Нос. В результате трагедии погибли все находившиеся в самолете люди.

     Самолет выполнял рейс по маршруту Северомуйск-Нижнеангарск-Усть-Баргузин-Улан-Удэ. Его пилотировал экипаж из 138 летного отряда, состоящий из командира А. Т. Мордовского, второго пилота А. Л. Кырмыгенова и бортмеханика А. В. Жарникова. В салоне работала стюардесса Н. Р. Кришталова. Всего на борту находились 44 пассажира: 31 взрослый и 13 детей. В 14:41 Ил-14 вылетел из Северомуйска.

     Из-за сложных метеоусловий Нижнеангарский аэропорт был закрыт, в связи с чем рейс продолжил полет к следующей промежуточной остановке - Усть-Баргузину, находясь при этом на эшелоне 3 600 метров. Над Усть-Баргузином в это время на небе имелись кучево-дождевые облака с нижней границей 1 000 метров, ветер был умеренный северо-западный, а видимость составляла 10 километров.

     Таким образом обстановка по маршруту и аэродрому соответствовала уровню подготовки командира. В 15:30 экипаж сообщил диспетчеру о пролете Ангаракана, а в 15:41 вышел на связь с диспетчером Улан-Удэ. Из-за большого удаления самолета от Улан-Удэ, улан-удэнский диспетчер не контролировал полет по обзорному локатору и радиопеленгатору. В свою очередь, экипаж при ведении авиалайнера не использовал имеющийся комплекс радиотехнических средств, соответствующий техническим требованиям.

     На участке от Ангаракана до Усть-Баргузина на эшелоне полета 3 600 метров ожидался западно-юго-западный ветер со скоростью 50 км/ч. Но фактический ветер был юго-юго-западным со скоростью 25-30 км/ч. Чтобы уточнить свое местоположение, в 16:02 экипаж связался с диспетчером башни аэропорта Усть-Баргузин, при этом не дойдя до рубежа приема-передачи 75-80 километров, а также не сообщив об этом диспетчеру в Улан-Удэ, таким образом нарушив правила ведения радиообмена.

     Также, связавшись с диспетчером в Усть-Баргузине, экипаж не стал сообщать свое местоположение, а диспетчер, в свою очередь, не уточнив местоположение самолета, сообщил условия посадки и предупредил, что радиопеленгатор аэропорта работает неустойчиво. Над Усть-Баргузином к тому времени облачность повысилась и опустилась до высоты 800 метров, шел дождь, дул южный умеренный ветер, а видимость составляла 5 километров. Такая погода соответствовала минимуму аэропорта при правилах полетов по приборам.

     В 16:16 экипаж, после получения разрешения от диспетчера и после получения обратного пеленга, начал снижаться с высоты 3 600 метров до 2 700. В 16:18 с самолета доложили о занятии высоты 2 700 метров и переходе на визуальный полет, а также запросили разрешение на визуальный заход на посадку.

     Находясь над Байкалом, пилоты не видели земли и не знали своего точного местоположения, но, тем не менее, они продолжали снижаться. Фактически же Ил-14 находился на 21 километр правее линии заданного пути. Когда пилоты увидели впереди береговую линию, то решили, что это берег материка, хотя на самом деле это был берег полуострова Святой Нос.

     Влетев в облако, в 16:22 в 21 километре от аэропорта находящийся на высоте 1 250 метров и выполняющий левый разворот самолет врезался в покрытый лесом склон горы высотой 1 877 метров, полностью разрушился и сгорел. Все 48 человек на его борту погибли.

     В своих выводах комиссия расследовавшая трагедию указала, что катастрофа произошла по вине экипажа и диспетчера. Первому в вину ставили пассивное ведение самолета, а также начало преждевременного снижения, не имея данных о своем местоположении. Диспетчер был обвинен в пассивном управлении полетами без учета фактической погодной обстановки.

... читать ещё >
Байкал
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.