Катастрофа пассажирского вертолета Ми-8 в Нефтеюганске

Крушение пассажирского вертолета Ми-8 кампании Аэрофлот в Нефтеюганске произошло 13 июня 1974 года. Сразу после взлета, когда вертолет находился на высоте не более двадцати метров, произошло возгорание двигателя и вертолет рухнул на землю. При крушении погибли 14 человек.

     В день трагедии стояла ясная погода, в 07:00 вертолет вылетел из Сургута и через 13 минут приземлился в аэропорту Нефтеюганск. Здесь воздушное судно должно было быть дозаправлено и продолжить работу по обслуживанию колонны № 14 треста «Уралэлектросетьстрой».

     Когда дозаправка была завершена, вертолет начали готовить к полету по заявке заказчика. На борт сели 16 пассажиров, включая 3 детей. Все они имели авиабилеты для вылета из Сургутского аэропорта в различные города, посадка вертолета предусматривалась в районе Старый Сургут.

     После получения разрешения экипаж начал выполнять взлет со стоянки № 3. Приподнявшись и выполнив контрольное висение, пилоты затем начали выполнять набор скорости в северо-восточном направлении. Но в процессе разгона, когда вертолет был в 20 метрах над землей, раздался сильный хлопок, а в районе двигателей раздался скрежет.

     Из выхлопных патрубков обоих двигателей вырывалось пламя, а в стороны свистя начали разлетаться детали. Диспетчер попытался предупредить экипаж о ситуации, но те услышали только позывные, после чего передача прервалась. Бортмеханик открыл дверь из кабины и увидел в грузовом отсеке огонь, а по потолку сверху шел густой едкий дым.

     В такой ситуации командир принял решение немедленно садиться, поэтому он несколько уменьшил газ и потянул ручку циклического шага на себя, чтобы погасить поступательную скорость. Но прямо впереди по курсу стоял Ми-2, возле которого были люди. Тогда командир попытался отвернуть вертолет влево, на что Ми-8 среагировал.

     В это же время черный дым быстро заволакивал кабину и вскоре экипаж не мог видеть приборную панель, было все труднее дышать. Бортмеханик увидел, как сработали три световых табло о пожарной сигнализации, но какие именно сработали, определить было невозможно. Действуя на ощупь, он все же сумел нажать кнопку пожаротушения ручной очереди.

     Так как из-за дыма невозможно было разглядеть землю, второй пилот открыл сдвижной фонарь и высунул голову наружу, после чего обнаружил, что вертолет летит с левым креном. Второй пилот попытался исправить крен, но в 200-300 метрах от начала развития аварийной ситуации Ми-8 врезался в поверхность полосы и перевернулся.

     Выбравшись из вертолета, экипаж разбил переднее остекление фонаря и вытащил из горящей машины женщину с маленьким ребенком. Из-за охватившего весь вертолет огня остальных 14 пассажиров спасти не удалось. Выжившие 5 человек с ожогами и ушибами был доставлены в больницу в удовлетворительном состоянии.

     По результатам расследования было установлено, что в левом двигателе произошло нарушение кинематической связи двигателя с редуктором, в результате чего произошла раскрутка ротора свободной турбины, а затем от перегрузок разрушился диск 3-й ступени турбины, что в свою очередь привело к пожару на борту. Нарушение кинематической связи же произошло из-за разрушения шлицевого соединения ведомого вала левой муфты свободного хода с ведущей косозубой шестерней. Ранее такой дефект никогда не встречался.

Катастрофа пассажирского вертолета Ми-8 в Нефтеюганске

2
Событие началось: 13 июня 1974 года (45 лет назад)

Крушение пассажирского вертолета Ми-8 кампании Аэрофлот в Нефтеюганске произошло 13 июня 1974 года. Сразу после взлета, когда вертолет находился на высоте не более двадцати метров, произошло возгорание двигателя и вертолет рухнул на землю. При крушении погибли 14 человек.

     В день трагедии стояла ясная погода, в 07:00 вертолет вылетел из Сургута и через 13 минут приземлился в аэропорту Нефтеюганск. Здесь воздушное судно должно было быть дозаправлено и продолжить работу по обслуживанию колонны № 14 треста «Уралэлектросетьстрой».

     Когда дозаправка была завершена, вертолет начали готовить к полету по заявке заказчика. На борт сели 16 пассажиров, включая 3 детей. Все они имели авиабилеты для вылета из Сургутского аэропорта в различные города, посадка вертолета предусматривалась в районе Старый Сургут.

     После получения разрешения экипаж начал выполнять взлет со стоянки № 3. Приподнявшись и выполнив контрольное висение, пилоты затем начали выполнять набор скорости в северо-восточном направлении. Но в процессе разгона, когда вертолет был в 20 метрах над землей, раздался сильный хлопок, а в районе двигателей раздался скрежет.

     Из выхлопных патрубков обоих двигателей вырывалось пламя, а в стороны свистя начали разлетаться детали. Диспетчер попытался предупредить экипаж о ситуации, но те услышали только позывные, после чего передача прервалась. Бортмеханик открыл дверь из кабины и увидел в грузовом отсеке огонь, а по потолку сверху шел густой едкий дым.

     В такой ситуации командир принял решение немедленно садиться, поэтому он несколько уменьшил газ и потянул ручку циклического шага на себя, чтобы погасить поступательную скорость. Но прямо впереди по курсу стоял Ми-2, возле которого были люди. Тогда командир попытался отвернуть вертолет влево, на что Ми-8 среагировал.

     В это же время черный дым быстро заволакивал кабину и вскоре экипаж не мог видеть приборную панель, было все труднее дышать. Бортмеханик увидел, как сработали три световых табло о пожарной сигнализации, но какие именно сработали, определить было невозможно. Действуя на ощупь, он все же сумел нажать кнопку пожаротушения ручной очереди.

     Так как из-за дыма невозможно было разглядеть землю, второй пилот открыл сдвижной фонарь и высунул голову наружу, после чего обнаружил, что вертолет летит с левым креном. Второй пилот попытался исправить крен, но в 200-300 метрах от начала развития аварийной ситуации Ми-8 врезался в поверхность полосы и перевернулся.

     Выбравшись из вертолета, экипаж разбил переднее остекление фонаря и вытащил из горящей машины женщину с маленьким ребенком. Из-за охватившего весь вертолет огня остальных 14 пассажиров спасти не удалось. Выжившие 5 человек с ожогами и ушибами был доставлены в больницу в удовлетворительном состоянии.

     По результатам расследования было установлено, что в левом двигателе произошло нарушение кинематической связи двигателя с редуктором, в результате чего произошла раскрутка ротора свободной турбины, а затем от перегрузок разрушился диск 3-й ступени турбины, что в свою очередь привело к пожару на борту. Нарушение кинематической связи же произошло из-за разрушения шлицевого соединения ведомого вала левой муфты свободного хода с ведущей косозубой шестерней. Ранее такой дефект никогда не встречался.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.