Зимний Дворец

Зимний дворец - парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в городе Санкт-Петербург по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь - самую посещаемую достопримечательность Северной столицы.

     Проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден в 1754 году. Современное трехэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный прорезан аркой парадного проезда. Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление неупокоя, торжественности и великолепия.

     Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, включая потайные. Длина по фасаду со стороны Невы - 210 метров, со стороны Адмиралтейства - 175 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ, которым устанавливалась максимальная высота строящихся в Санкт-Петербурге жилых частных зданий - 23,47 м. Таким образом, жилые частные здания не могли превосходить по высоте Зимний дворец, прямо в указе не упоминаемый. Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли.

     Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Черного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и северо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы, «Церковная» и «Гаражная» западины, «Кухонный двор».

     Трехэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа - двухсветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы.

     Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева. Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике. Инженер Кларк разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы - «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца - «дутые эллиптические балки».

     При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали. До пожара во дворце находилось 450 голландских и коробовых печей. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами - 86 пневматических печей расположились в подвалах, нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы.

     Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Фасады дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Залы Зимнего дворца

Залы Зимнего дворца

Иорданская галерея - Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко

Иорданская лестница - Получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве

Фельдмаршальский зал - Первый зал так называемой Восточной анфилады Зимнего дворца был создан в 1833-1834 годах

Петровский (Малый тронный) зал - Создан в 1833 году. Посвящен памяти Петра I

Гербовый зал - Воссоздан Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма

Военная галерея 1812 года - Посвящена победе русского оружия над Наполеоном

Георгиевский (Большой тронный) - Создан в 1787-1795 годах по проекту Джакомо Кваренги

Большая церковь - Интерьер Большой церкви создан в стиле барокко

Малая церковь - Церковь имела золоченое барочное убранство, в ней был установлен двухъярусный иконостас

Пикетный (Новый) зал - Завершает Большую Анфиладу. Посвящен истории русской армии

Александровский зал - Должен был увековечить память об императоре Александре I

Собственная лестница

Мемориальная доска

Покои императрицы Марии Александровны

Белый (или Танцевальный) зал - Создан Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году

Золотая гостиная - Спроектирована в 30-е - 40-е годах XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны

Малиновый кабинет - Отделан по проекту Штакеншнейдера в 1852-1853 годах

Будуар

Синяя спальня

Аванзалы Невской парадной анфилады
- Аванзал - первое в Невской парадной анфиладе помещение
- Большой (Николаевский) зал
- Концертный зал

Малахитовая гостиная - Входила в состав личных покоев супруги Николая I - Александры Федоровны

Малая (Белая) столовая


12 ноября 1917 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Царская резиденция открыла свои двери не только придворным особам, а всем желающим.

ЗАКРЫТЬ X

Государственный Эрмитаж
 

Федеральное государственное учреждение «Государственный Эрмитаж», музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в комплексе Зимнего дворца центра города Санкт-Петербург. Один из крупнейших и значимых художественных и исторических музеев мира. Свою историю начал с частной коллекции произведений искусства, приобретённых Императрицей Екатериной II. Первоначально собрание размещалось в дворцовом флигеле - Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. До середины XIX века Эрмитаж соответствовал своему названию Ermitage - уединённое место, посещать музей могли лишь избранные.

Дворцовая площадь
 

Дворцовая площадь является уникальным архитектурным ансамблем, включающим памятники истории и культуры федерального значения. Её размеры составляют около 5,4 га. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия и является пешеходной зоной.
(1769-1848)

Стасов Василий Петрович
 

Русский архитектор. Один из основоположников русского ампира. Академик Императорской Академии художеств. Автор проектов Ансамбля провиантских складов, Нарвских ворот, Троице-Измайловского собора и других.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.