Северный морской путь - Севморпуть

Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством Российской Федерации определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация РФ в Арктике». Проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана. Административно Северный морской путь на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе.

     Длина Северного морского пути - около 5600 километров. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем - только 5770 морских миль.

     Организационно Северный морской путь делится на: Западный сектор Арктики - от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота. Восточный сектор Арктики - от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

Основные этапы освоения Северного морского пути

Основные этапы освоения Северного морского пути

1553-1554 - первая английская экспедиция сэра Хью Уиллоуби с целью найти Северо-Восточный проход в Китай. В результате Уиллоуби погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев, а экспедицию продолжил и завершил его главный кормчий Ричард Ченслер, вошедший в устье Северной Двины и получивший от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли. Это событие положило начало образованию Лондонской Московской компании, которая сыграла огромную роль в развитии русско-английских отношений во второй половине XVI и первой половине XVII вв.

1594-1597 - три экспедиции Виллема Баренца, целью которых был поиск Северо-Восточного прохода в Азию.

1616-1620 годы - царь Михаил Федорович запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путем из Архангельска в Мангазею[3]. Сделано это было из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков с возможной колонизацией этих земель.

1648 год - Семен Дежнев открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.

Первая Камчатская экспедиция - подтверждение наличия пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.

Великая Северная экспедиция - ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.

1874 год - ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым, английский капитан Джозеф Виггинс совершает плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива.

1875 год - плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива.

1877 год - плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова.

1878-1879 годы - экспедиция А. Норденшельда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут Севморпути.

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Федор Литке» (капитан Н. М. Николаев).

Первая транспортная операция на Северном морском пути - сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года.


23 декабря 2019 года Правительство РФ утвердило подготовленный Госкорпорацией «Росатом» план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Документ предусматривает мероприятия, разбитые на три основные этапа: от развития инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты и подготовки условий для транзитного судоходства по СМП до решения проблем медицины и кадрового обеспечения судоходства в Арктике. Отдельное внимание уделено аварийно-спасательной готовности, вопросам, находящимся в ведении МЧС и Минобороны. Документ такого уровня подготовлен впервые. Это не отраслевой план, разработанный отдельным ведомством под свои задачи, а общий План развития СМП.

Северный морской путь - Севморпуть

Новости и события
Утвержден план развития Северного морского пути
Правительство Российской Федерации 23 декабря 2019 года утвердило подготовленный Государственной корпорацией «Росатом» план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Документ предусматривает мероприятия, разбитые на три основные этапа: от развития инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты и подготовки условий для транзитного судоходства по СМП до решения проблем медицины и кадрового обеспечения судоходства в Арктике. Отдельное внимание уделено аварийно-спасательной готовности, вопросам, находящимся в ведении МЧС и Минобороны. Документ такого уровня подготовлен впервые. Это не отраслевой план, разработанный отдельным ведомством под свои задачи, а общий План развития СМП.
Международный форум «Арктика - территория диалога» открылся в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге 9 апреля 2019 года, прошло открытие V Международного арктического форума «Арктика» - территория диалога». Форум посвящен теме «Арктика. Океан возможностей», организатор - Фонд «Росконгресс». Глобальных направления, которые обсуждались в ходе форума: «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие».
Разработаны правила прохода Северного морского пути для иностранных боевых судов
Правительство Российской Федерации сформулировало правила прохода иностранных военных кораблей через Северный морской путь, они включают требование брать на борт российских лоцманов. Об этом 6 марта 2019 года, сообщила газета «Известия» со ссылкой на документ, имеющийся в распоряжении издания.
Фестиваль ледоколов в Петербурге
Тысячи петербуржцев и туристов собрались на набережных Северной столицы утром 29 апреля 2018 года, чтобы своими глазами увидеть суда, которые ломают лед и проводят транспортные корабли в Балтийском, Карском, Белом морях. В 2018 году Фестиваль ледоколов проходил в городе уже в пятый раз и собрал пять действующих ледоколов.

Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством Российской Федерации определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация РФ в Арктике». Проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана. Административно Северный морской путь на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе.

     Длина Северного морского пути - около 5600 километров. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем - только 5770 морских миль.

     Организационно Северный морской путь делится на: Западный сектор Арктики - от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота. Восточный сектор Арктики - от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

Основные этапы освоения Северного морского пути

Основные этапы освоения Северного морского пути

1553-1554 - первая английская экспедиция сэра Хью Уиллоуби с целью найти Северо-Восточный проход в Китай. В результате Уиллоуби погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев, а экспедицию продолжил и завершил его главный кормчий Ричард Ченслер, вошедший в устье Северной Двины и получивший от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли. Это событие положило начало образованию Лондонской Московской компании, которая сыграла огромную роль в развитии русско-английских отношений во второй половине XVI и первой половине XVII вв.

1594-1597 - три экспедиции Виллема Баренца, целью которых был поиск Северо-Восточного прохода в Азию.

1616-1620 годы - царь Михаил Федорович запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путем из Архангельска в Мангазею[3]. Сделано это было из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков с возможной колонизацией этих земель.

1648 год - Семен Дежнев открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.

Первая Камчатская экспедиция - подтверждение наличия пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.

Великая Северная экспедиция - ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.

1874 год - ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым, английский капитан Джозеф Виггинс совершает плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива.

1875 год - плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива.

1877 год - плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова.

1878-1879 годы - экспедиция А. Норденшельда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут Севморпути.

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Федор Литке» (капитан Н. М. Николаев).

Первая транспортная операция на Северном морском пути - сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года.


23 декабря 2019 года Правительство РФ утвердило подготовленный Госкорпорацией «Росатом» план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Документ предусматривает мероприятия, разбитые на три основные этапа: от развития инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты и подготовки условий для транзитного судоходства по СМП до решения проблем медицины и кадрового обеспечения судоходства в Арктике. Отдельное внимание уделено аварийно-спасательной готовности, вопросам, находящимся в ведении МЧС и Минобороны. Документ такого уровня подготовлен впервые. Это не отраслевой план, разработанный отдельным ведомством под свои задачи, а общий План развития СМП.

... читать ещё >

Атомный ледокол «Арктика»
 

Атомный ледокол «Арктика» класса ЛК-60Я, проект 22220 - первый из новых типов российских атомных ледоколов. Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8-2,9 м с устойчивой скоростью. Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой - работать в руслах рек. Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику. Судно оборудовано двумя ядерными энергетическими установками с реакторами РИТМ 200, тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Пар приводит в действие два паровых турбогенератора мощностью, а три гребных винта фиксированного шага приводятся в действие электромоторами. Ледокол заложен на Балтийском заводе - «Судостроение» в Санкт-Петербурге.

Дизельный ледокол «Диксон»
 

Ледокол Диксон - российский дизельный ледокол класса «Мудьюг». Представляет собой двухпалубное судно с удлиненным баком, со смещенной в нос надстройкой, с двойным дном и двойными бортами в средней части, ледокольным носом и транцевой кормой. Предназначен для проводки в одиночку судов по Белому морю в замерзающий морской порт Архангельск. Ледокол занимается буксировками объектов, обеспечением работы буровых вышек в Баренцевом море. Диксон может продвигаться во льду толщиной 0,9 м со скоростью 1 узел. Владельцем ледокола является ФГУП «Росморпорт». Порт приписки - город Архангельск.

Международный морской порт Диксон в Красноярском крае
 

Международный морской порт Диксон - на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Находится на территории посёлка Диксон Красноярского края. Порт используется для обеспечения жизнедеятельности посёлка, военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций, а также для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы Севморпути. Судоходство в морском порту осуществляется в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и Обязательными постановлениями в морском порту Диксон. Навигация осуществляется в период с июня по октябрь. Для хранения грузов используются крытый склад площадью 10 тысяч м2 и открытый склад площадью 4 тысячи м2. В порту действуют 3 портальных крана, 3 гусеничных автокрана, 1 колесный автокран, 4 автопогрузчика.

Атомный ледокол «50 лет Победы»
 

Российский атомный ледокол 50 лет Победы проекта 10521 - крупнейший в мире. Представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса Арктика. Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол - 2,8 м. В конструкции судна применена ложкообразная форма носовой оконечности. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения, комплекс средств биологической защиты энергетической установки, создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, ледокол ориентирован на выполнение арктических круизов к Северному Полюсу с посещением заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа. Для туристов работает ресторан, спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека, музыкальный салон и система спутникового телевидения. Постоянный порт приписки город Мурманск.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»
 

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903 предназначена для осуществления круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Научно-исследовательская платформа со встроенным оборудованием сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без привлечения ледокола, принимать на свою вертолетную площадку тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»
 

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился. Является единственным судном проекта 10081. Способен самостоятельно следовать во льдах, толщиной до 1 м.

Атомный ледокол «Урал»
 

Атомный ледокол «Урал» - российский атомный ледокол класса ЛК-60Я проект 22220. Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8-2,9 метров с устойчивой скоростью. Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды,
(1894-1986)

Папанин Иван Дмитриевич
 

Российский исследователь Арктики. Доктор географических наук. Контр-адмирал. Дважды Герой Советского Союза. Автор научно-популярных книг. Кавалер отечественных и иностранных наград.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.