Пассажирский самолет Де Хевилленд DH 106 «Комета»

Самолет de Havilland Comet - Великобританский первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер, предназначенный для выполнения рейсов малой и средней протяженности. Хотя «Комета» не была первым реактивным пассажирским самолетом, первым считается экспериментальная реактивная версия Vickers VC.1, построенная в единственном экземпляре, тем не менее эту модель по праву считают первым настоящим авиалайнером, который с самого начала именно таким и задумывался, проектировался и строился серийно. По аэродинамической схеме представляет четырехдвигательный турбореактивный низкоплан с расположением двигателей в корне крыла, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Летно-технические характеристики самолета de Havilland Comet

Летно-технические характеристики самолета de Havilland Comet

Длина: 35,97 м

Размах крыла: 35,05 м

Высота: 8,97 м

Площадь крыла: 197 м²

Масса пустого: 35 610 кг

Максимальная взлетная масса: 73 482 кг

Максимальный запас топлива: 40 450 л

Максимальная скорость: 861 км/ч

Крейсерская скорость: 805 км/ч

Дальность полета при максимальной загрузке: 4 900 км

Расход топлива: 4000 кг/час

Экипаж: от 3 до 5 человек

Вместимость: до 101 пассажира

Двигатели: 4 турбореактивных Роллс-Ройс Эйвон 525 тягой 4763 кг каждый


По состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 25 самолетов DH-106 Comet. Де Хевилленд DH.106 «Комету» пытались угнать 1 раз, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 492 человека.

14 марта 1997 года состоялся последний задокументированный полет самолета «Кометы 4».

2 октября 1958 года самолет «Комета 4» авиакомпании BOAC выполнил первый в мире реактивный коммерческий трансатлантический рейс из Лондона в Нью-Йорк. Полет занял 10 часов 22 минуты с дозаправкой в Гандере. Обратный полет с попутным ветром без дозаправки занял всего 6 часов 11 минут, в то время как пропеллерные авиалайнеры тратили на это более 14 часов. Боинг 707 компании Pan Am совершил свой первый трансатлантический полет лишь 26 октября 1958 года. По скорости и пассажировместимости «Комета 4» сильно уступала «Боингу», и вскоре BOAC из коммерческих соображений заменила свои «Кометы» на более вместительный «Боинг». Свою последнюю «Комету 4» авиакомпания BOAC вывела из флота к концу 1965 года.

14 сентября 1958 года реактивный пассажирский самолет Де Хевилленд DH.106 «Комета 3» совершил рекордный перелет из Гонконга в Хатфилд, Англия за 16 часов 14 минут.

27 апреля 1958 года впервые поднялась в воздух пассажирский самолет «Комета 4». Лайнер имел те же размеры, что и «Комета 3», но был тяжелее, имел более мощные двигатели, вмещал больше топлива и был способен перевозить до 78 пассажиров на большие расстояния.

В 1955 году, после всех неприятностей, случившимися с «Кометами» ранних серий, вся программа была на грани свертывания. Однако, во второй половине 1955 года BOAC решила разместить заказ на 19 полностью переработанных и улучшенных «Комет 4» для использования их на трансатлантическом, африканском и восточном направлениях. Это решение многим казалось тем более странным, что несмотря на все доработки «Комета 4» так и не стала по-настоящему «трансатлантическим» лайнером и не могла на равных конкурировать с Боингами 707 и Дугласами ДС-8, которые к тому времени уже были заказаны Пан Америкэн.

19 июля 1954 года впервые поднялся в воздух реактивный пассажирский самолет «Комета 3», однако он не была запущен в производство, как это планировалось ранее. Существовало мнение, что вся программа должна быть прекращена, и даже в самой компании De Havilland раздавались голоса, предлагавшие полностью запретить само упоминание названия «Комета».

8 апреля 1954 года самолет de Havilland DH.106 Comet, рейс SA201, вылетел из римского аэропорта Чампино, но после вылета на высоте 10 000 метров испытал взрывную декомпрессию и разрушился в воздухе. Обломки упали в Средиземное море к югу от Неаполя. Погиб 21 человек. Самолет был нанят у флагманской авиакомпании ЮАРа South African Airways. Сразу за этим последовало аннулирование свидетельства летной годности. Это положило конец успеху первых «Комет».

10 января 1954 года произошла авиационная катастрофа. Авиалайнер «Комета 1» авиакомпании BOAC выполнял рейс маршруту Сингапур-Карачи-Бахрейн-Бейрут-Рим-Лондон, но вскоре после вылета из Рима на высоте около 8,3 километров испытал взрывную декомпрессию, в результате чего разрушился в воздухе. Обломки упали в Средиземное море к югу от острова Эльба. Погибли все находившиеся на борту 35 человек. По указанию подполковника Ломбарди, погибших доставили к местному кладбищу в Порто-Адзурро и разместили в церкви. По просьбе следователей, обследование тел выполнялось профессором Антонио Форнари, действовавшего под руководством доктора Фолько Доменичи, директора Института Судебной медицины Пизанского университета.

2 мая 1952 года начались регулярные реактивные полеты пассажирского самолета de Havilland Comet. Авиалайнер покинул Лондон, чтобы совершить полет согласно расписанию по маршруту Лондон - Рим - Бейрут - Хартум - Энтеббе - Ливингстон - Йоханнесбург. В дальнейшем девять «Комет-1», принадлежащих государственной авиакомпании Великобритании - BOAC, обслуживали линии компании в Африке и на Дальнем востоке.

16 февраля 1952 года поднялся в воздух первый пассажирский самолет с новыми двигателями - авиалайнер «Комета-2». Поскольку к этому времени авиакомпании начали всерьез воспринимать реактивные самолеты, заказы на него поступили от British Overseas Airways Corporation, Canadian Pacific Airlines, UAT, Air France, British Commonwealth Pacific, Japan Airlines, LAV и Panair do Brazil. Еще более впечатляющей была разработка модели «Комета 3», с намного более мощными двигателями «Avon 16», дополнительными топливными баками, вынесенными на переднюю кромку крыльев, и увеличенным на 5,64 метра фюзеляжем, что позволяло вмещать до 78 пассажиров.

9 января 1951 года совершил полет первый серийный самолет Де Хевилленд DH.106 «Комета».

27 июля 1949 года поднялся в воздух первый прототип пассажирского самолета de Havilland Comet, G-ALVG.  Двигатели были установлены в основании крыльев, по два с каждой стороны. Между соплами каждой пары были вмонтированы ракетные ускорители, позволяющие увеличивать общую тягу на взлете. К особенностям этого самолета можно отнести устройство выравнивания давления, позволяющее поддерживать его на уровне эквивалентном давлению на высоте 2438 метров, вплоть до высоты 12 200 метров. Более тщательные измерения и расчеты характеристик 2-го прототипа показали, что самолет не может быть использован на длинных североатлантических магистралях, но будет очень полезен на европейском и африканском направлениях.

Модификации самолета de Havilland Comet

Модификации самолета de Havilland Comet

Comet 1 - первая модель, запущенная в производство, и первый авиалайнер, открывший эру реактивных коммерческих полетов. В результате аварий пяти самолетов этого типа всему флоту первых модификаций Комет было отказано в сертификате авиапригодности. Всего построено 9 машин (5 погибли в катастрофах).

Comet 1A - сходна по конструкции с Comet 1. Увеличен запас горючего и усилена конструкция корпуса. Построено 10 экземлпяров (3 катастрофы).

Comet 1XB - модификация Comet 1А с усиленной конструкцией окон. Всего переделано 4 машины.

Comet 2X - экспериментальный самолет, построенный на базе Comet 1 и использовавшийся для испытания новых двигателей и других систем для новой Comet 2. Доработан один самолет.

Comet 2 - модель с увеличенным корпусом и запасом горючего. Заказан несколькими авиакомпаниями, но так и не вступил в строй из-за проблем с первой моделью. Было построено 22 машины, но 5 разобрано, 3 отправлено в ангар для наземных испытаний, а остальные были переработаны и использовались в Британских ВВС.

Comet C.2 - транспортный вариант, построенный на базе корпуса Comet 2. Использовался в Британских ВВС. Всего переделано 8 машин.

Comet T.2 - тренировочный, построенный на базе Comet 2. Использовался в Британских ВВС, всего переделано 2 машины.

Comet 2E - корпус Comet 2, оснащенный новыми двигателями и использовавшийся для испытания систем Comet 4. 2 доработки.

Comet 2R - Comet 2 с негерметичным салоном, оснащеная специальным электронным оборудованием. Использовались Британскими ВВС. Всего переделано 3 самолета.

Comet 3 - экспериментальная модель с увеличенным фюзеляжем для большей вместимости пассажиров и топлива. Проект не доведен до конца из-за проблем с Comet 1. Впоследствии использовался как прототип для Comet 4B . Построен один самолет, еще десять не достроены и в дальнейшем разобраны.

Comet 4 - Первый вариант «Комет», сертифицированный после катастроф «Кометы 1». По конструкции напоминал Comet 3. Всего построено 28 образцов.

Comet 4A - короткомагистральная версия Comet 4 с увеличенным корпусом и уменьшенным размахом крыльев. Так и остался проектом, ни одной машины не было построено.

Comet 4B - модель, схожая с Comet 4A, но с еще более увеличенным фюзеляжем и новыми двигателями. Построено 18 машин.

Comet 4C - последняя коммерческая модификация «Комет». Объединяла в себе удлиненный фюзеляж Comet 4B и крылья Comet 4, что обеспечивало бо́льшую пассажировместимость при стандартной дальности полетов. Всего построено 23 самолета.

Comet C.4 - транспортный вариант Comet 4C. Использовался Британскими ВВС, построено 5 машин.
Comet 5 - предполагаемая новая модель, должна была составить конкуренцию Douglas DC-8 и Боинг 707 (Boeing 707). Не строилась.

Нимрод (Nimrod) - морской разведчик, построенный на базе Comet 4C.

ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.