Многоцелевой вертолет «Ми-8»

Многоцелевой вертолет Ми-8 - самый массовый двухдвигательный вертолет в мире, а также в истории авиации. Широко используется во многих странах мира. Модификации машины позволяют выполнять множество гражданских и военных задач, в частности, используется в медицинских целях. Грузовая кабина вмещает 24 человека на откидных сидениях, в санитарном варианте устанавливаются 12 носилок для раненных. На полу имеются узлы крепления грузов, над входной дверью расположена лебедка грузоподъемностью до 200 килограмм. Для погрузки техники служат двухстворчатый грузовой люк и аппарель. Благодаря новой навигации и радиооборудованию вертолет Ми-8 может совершать полеты, несмотря на плохую погоду.

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8

Экипаж: 3 человека;

Число пассажиров: 18 человек;

Год постройки: 1961.

Длина с вращ. винтами: 25,31 м;

Высота с вращ. рулевым винтом: 5,54 м ;

Диаметр несущего винта: 21 м;

Масса пустого: 5726 кг;

Нормальная взлетная масса: 11 570 кг;

Максимальная взлетная масса: 12 000 кг;

Двигатели: 2 × ТВ3-117ВМ;

Мощность двигателей на взлетном режиме: 2 × 2000 л. с.;

Максимальная скорость: 250 км/ч 

Крейсерская скорость: 225 км/ч 

Динамический потолок: 4200 м 

Практическая дальность: 580 км 


10 января 2020 года на севере Красноярского края вертолет Ми-8 совершил аварийную посадку. Инцидент произошел в 206 километрах северо-восточнее населенного пункта Хатанга. На борту вертолета находились 14 пассажиров и три члена экипажа. В результате аварии никто не пострадал. Причиной вынужденной посадки вертолета, принадлежащего «Красавиа», стала поломка двигателя.

25 декабря 2019 года в Красноярском крае три человека пострадали в результате аварийной посадки вертолета Ми-8. Вертолет при посадке опрокинулся на бок. Всего на борту находилось 26 пассажиров и экипаж в составе трех человек. Вертолет совершил вынужденную посадку в районе населенного пункта Байкит. По предварительным данным, у него повреждена хвостовая балка.

23 июня 2019 года Сахалинская область получила первый санитарный вертолет Ми-8, оснащенный современным медицинским оборудованием. Прямо на борту можно проводить диагностику пациентов и оказывать специализированную медицинскую помощь. Предусмотрен в вертолете и модуль с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных.

Модификации вертолета Ми-8

Модификации вертолета Ми-8

     Опытные.

В-8 - Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В конструкции А. Г. Ивченко. Первый полет 24 июня 1961 года.

В-8А - Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.

В-8АТ - Третий опытный экземпляр.

В-8АП - Четвертый опытный экземпляр.

     Пассажирские.

Ми-8П - пассажирский вертолет на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.

Ми-8Г

Ми-8ПА - модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.

Ми-8ПС - пассажирский вертолет с салоном повышенного комфорта: два больших кожаных кресла возле стола, диван, на столе - телефонный аппарат; предусмотрены небольшой буфет, гардеробный отсек и туалет, увеличенные иллюминаторы прямоугольной формы, а также дверь-трап.

Ми-8ТП - пассажирский вертолет, построенный по заказу Министерства обороны специально для перевозки международных инспекторских групп по контролю за мероприятиями по ограничению вооружений. Имеет салон несколько более скромный, чем Ми-8ПС.

Ми-172 - вертолет, созданный на конструктивной основе многоцелевого вертолета Ми-8МТВ-1. На начало 2017 года является единственным вертолетом из семейства Ми-8, сертифицированным для коммерческой перевозки пассажиров.

     Транспортные.

Ми-8Т - транспортный вертолет.

Ми-8ТС - экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

     Многоцелевые.

Ми-8ТБ

Ми-8ТВ - «Транспортный, вооруженный». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.

Ми-8АТ - вертолет с двигателями ТВ2-117АГ.

Ми-8АВ - воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.

Ми-8АД - модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.

Ми-8ТГ - модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.

Ми-14 - многоцелевой вертолет-амфибия.

Ми-8МТ - модификация с двигателями ТВ3-117 от вертолета Ми-14 с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники, хвостовой винт был перенесен на левый борт.

Ми-17 - экспортный вариант Ми-8МТ.

Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - модернизированный высотный транспортный вертолет с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработана в 1985-1987 гг. и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году. Имеет только гражданское назначение.

Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ-1.

Ми-8МТВ-2 - модернизированный Ми-8МТВ. Имеет военное назначение. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жесткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъемности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.

Ми-8МТВ-3 - доработанный Ми-8МТВ-2. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.

Ми-8МТО - ночной.

Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.

Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р. Имеет только гражданское назначение.

Ми-171 - модификация вертолета Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом. Имеет только гражданское назначение.

Ми-171А1 - модификация вертолета Ми-8АМТ, соответствующая Нормами летной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29. Имеет только гражданское назначение.

Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полет 3 августа 1997.

Ми-18 - удлиненный вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.

Ми-8МСБ - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, пассажирско-транспортный вариант для гражданской авиации.

Ми-8МСБ-В - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС и на экспорт.

     Специального назначения.

Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолетной техники.

Ми-8ТЗ - заправщик и транспортировщик топлива.

Ми-8БТ - буксировщик трала.

Ми-8СП - специальный морской спасательный.

Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолет для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.

Ми-8ТЛ - лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.

Ми-8С - штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.

Ми-8ПС - штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.

Ми-8КП - специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.

Ми-8ГР или Ми-8Р - разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.

Ми-8К - артиллерийский корректировщик.

Ми-8ТАКР - вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.

Ми-8ВД - радиационно-химический разведчик.

Ми-8С - модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.

Ми-8МТ «Летающий кран» - отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.

Ми-8МТ «Метео» - летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.

Ми-8МТА - вертолет ближней тактической разведки.

Ми-8МТС - вертолеты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.

Ми-8МТТ - вертолет для поиска спускаемых космических аппаратов.

Ми-8МТЛ - разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.

Ми-8МТФ - аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.

Ми-8МТФ (II) - постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.

Ми-8МТЮ - Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.

Ми-8АМТ-1 - салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ.

Ми-8АМТШ-ВА - версия для выполнения задач Министерства обороны России в условиях Арктики.

Ми-8АМТШ-ВА созданная на основе последней модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В.

     Воздушные командные пункты.

Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.

Ми-8ИВ или Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.

Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащен автоматизированным комплексом связи. Создан в 1977 году на базе Ми-8Т.

Ми-9Р - воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащен автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8Т.

     Медицинские.

Ми-8МБ - воздушный госпиталь (медицинский «биссектриса). Создан на базе Ми-8Т в 1978 году.

Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.

Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.

Ми-8МТВ-3Г - воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.

Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолет на базе Ми-8МТВ.

Ми-8МТД - поисково-спасательный вертолет. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.

Ми-8МТМ - воздушный госпиталь

Ми-8МТН - вертолет оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.

Ми-17Г - экспортный вариант воздушного госпиталя.

Ми-17-1ВА «Амбулатория» - экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте. Показан на Парижском авиасалоне в 1989 г., оснащен более мощными двигателями ТВ3-117ВМ.

     Постановщики помех.

Ми-8СМВ - первая модификация вертолета Ми-8, в качестве вертолета РЭБ. Модификация

Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолетный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы «Смальта-В» («Смальта-3») с пультом управления.

Ми-8ПП - вертолет РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 году.

Ми-8ППА - вертолет РЭБ, оснащенный станциями «Азалия» и «Фасоль», по некоторым источникам - доработанная в 1980-1982 гг. версия Ми-8ПП.

Ми-8МТИ (Ми-13) - постановщик помех.

Ми-8МТП - постановщик помех на базе Ми-8МТ.

Ми-8МТПБ - постановщик помех.

Ми-8МТПИ - постановщик помех.

Ми-8МТПШ - постановщик помех.

Ми-8МТПР-1 - постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолет оборудован комплексом РЭБ «Рычаг-АВ».

Ми-8МТД - постановщик помех.

Ми-8МТР1 - постановщик помех.

Ми-8МТР2 - постановщик помех.

Ми-8МТС - постановщик помех.

Ми-8МТШ1 - постановщик помех.

Ми-8МТШ2 - постановщик помех.

Ми-8МТШ3 - постановщик помех.

Ми-8МТЯ - постановщик помех.

Ми-8МТ-1С - постановщик помех.

     Сельскохозяйственные.

Ми-8АТС - сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.

Ми-8МТСх - сельскохозяйственный вертолет. Создан на базе Ми-8МТ.

     Военно-транспортные.

Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - Ми-171Ш) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение - Ми-17В-5) - современные многоцелевые военно-транспортные вертолеты, предназначенные для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске.

Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оснащенная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

Ми-8МНП-2 - модификация Ми-8АМТШ для Пограничной службы РФ. Переоборудовано 6 вертолетов.

Конструкция вертолета Ми-8
Конструкция вертолета Ми-8

Вертолет одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта - шарнирное, а лопастей рулевого винта - совмещенное, карданного типа. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеен 21 отсек с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующий профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой - 1124 мин-1.

Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4. Основными агрегатами трансмиссии являются:
- Главный редуктор ВР-14 (для Ми-8МТ) или ВР-8А (для Ми-8Т)
- Промежуточный редуктор;
- Хвостовой редуктор;
- Хвостовой вал трансмиссии;
- Вал привода вентилятора;
- Тормоз несущего винта.

Фюзеляж вертолета является основным силовым корпусом вертолета и представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж имеет три конструктивных разъема и включает в себя:
- носовую часть;
- центральную часть;
- хвостовую балку;
- концевую балку с обтекателем.

Шасси вертолета, трехопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полету передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора.

Система внешней подвески позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг (5000 кг). Ми-8 оборудован четырехканальным автопилотом АП-34Б, обеспечивающим стабилизацию крена и тангажа, направления, а также высоты полета (±50м). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места.

     Системы вертолета.

Система управления предназначена для управления вертолетом относительно трех осей, осуществляется путем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения силы тяги рулевого винта. Для управления вертолетом используются гидроусилители - три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом. На Ми-8МТВ - четыре КАУ-115М.

Гидравлическая система предназначена для питания рабочей жидкостью:
- агрегатов управления вертолетом (РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления);
- гидроцилиндров управления фрикционом «ШАГ-ГАЗ», переменным упором в продольном управлении вертолетом, включается раздельными электромагнитными кранами ГА-192.

Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолета и бесперебойной его подачи к насосам-регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.

Противопожарная система (ППС) предназначена для обнаружения, сигнализации и тушения пожара в защищаемых отсеках:
- левого и правого двигателей;
- керосинового обогревателя КО-50;
- главного редуктора и двигателя АИ-9В.

Противообледенительная система предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних стекол кабины экипажа, входных устройств двигателей, пылезащитных устройств двигателей. Обогрев лопастей винтов и стекол кабины экипажа - электротеплового действия. Обогрев обтекателей воздухозаборников и входных устройств двигателей - воздушнотеплового, а обогрев ПЗУ - смешанный (часть узлов обогревается горячим воздухом, а другая часть имеет электрообогрев). ПОС работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Лопасти НВ РВ, передние стекла и ПЗУ получают питание от сети переменного тока напряжением 208 вольт. Для обогрева входного устройство двигателя и ПЗУ используется горячий воздух от компрессора.

Воздушная система предназначена для торможения колес главных опор шасси и подзарядки камер колес от бортовых баллонов во внеаэродромных условиях с помощью специального приспособления.

Система отопления и вентиляции предназначена для:
- подачи подогретого или атмосферного воздуха в кабину экипажа и в грузовую кабину для поддержания в них нормальных температурных условий;
- обдув передних стекол и блистеров кабины экипажа;
- обогрев сливного крана дренажного бачка.

Для подогрева воздуха используется керосиновый обогреватель КО-50. Кислородное оборудование предназначено для питания кислородом экипажа при полетах на высотах до 6000 м, а также раненых и больных при полетах на любых высотах.

     Энергосистема.

Источники электроэнергии постоянного тока:
- два стартера-генератора ГС-18, установленные на каждом из двигателей;
- шесть аккумуляторных батарей 12САМ-28.

Источники переменного тока:
- Однофазный переменный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц выдает установленный на главном редукторе генератор СГО-30У.. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2 питаются радио- и навигационное оборудование, а от него - трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 - питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.
- Трехфазный переменный ток напряжение 36 В для питания гироскопических приборов дает один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный).

Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолета позволяют совершать полеты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.

Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей ТВ2-117, (ТВЗ-117МТ модификация «МТ», ТВ3-117ВМ модификация Ми-8МТВ). При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты.

Вертолеты поздних серий значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартерам двигателей установлена ВСУ АИ-9В. 

Резервными источниками по переменному току служат два преобразователя: ПО-500А и ПТ-200Ц. При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

Боевое применение вертолета Ми-8
Боевое применение вертолета Ми-8

Шестидневная война (1967) - по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.

Война Судного дня (1973) - очень активно использовались Египтом и Сирией в десантных операциях. Группы по несколько вертолетов сбрасывали коммандос в израильском тылу. Сброшенная с 4 Ми-8 захватила гору Хермон, при этом один вертолет был потерян.

Эфиопо-сомалийская война (1977-1978)

Война в Ливане - использовались сирийской армией.

Афганская война (1979-1989) - самые большие потери Ми-8 понесли на этой войне. Только советская 40-я армия потеряла 174 вертолета Ми-8; потери вертолетов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны.

Война в Персидском заливе (1990-1991) - десантные Ми-8 активно использовались Ираком во время захвата Кувейта.

Грузино-абхазская война (1992-1993).

Ирано-иракская война (1980-1988) - в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолетов неизвестны.

Война Пакиша (1981) - в конце января 1981 года группа из 240 эквадорских солдат вторглась на территорию Перу. В ходе разгрома этой группировки значительную роль сыграли перуанские Ми-8Т с блоками неуправляемых ракет С-5.

Карабахский конфликт - применялся обеими сторонами. И Азербайджан, и Армения потеряли от огня противника по 3 вертолета Ми-8.

Первая чеченская война (1994-1996)

Эфиопо-эритрейская война (1998-2000)

Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) - российская армия потеряла не менее трех Ми-8.

Каргильская война (1999)

Операция НАТО против Югославии (1999) - В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемета американский БПЛА «Хантер». В 2000 году Ми-8 сбили еще один БПЛА.

Вторая чеченская война (1999) - 13 декабря 1999 года в районе «волчьих ворот» вертолет Ми-8 п-ка Владимира Алимова под шквальным огнем крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия спас жизнь 38-ми окруженным солдатам и офицерам. По возвращению в Моздок в перегруженном вертолете насчитали около 90 пробоин. За свои действия В. Алимов был награжден звездой Героя России.

Война в Афганистане (с 2001)

Иракская война (2003-2011)

Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003

Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008)

Гражданская война в Сирии (с 2011) и Военная операция России в Сирии (с 2015) - 4 Ми-8АМТШ-В ВС РФ было развернуто в Сирии в 2015 году. В ходе операции один Ми-8АМТШ-В уничтожен боевиками при помощи ракеты TOW на земле при спасательных действиях на месте падения Су-24М, сбитого Турцией 24 ноября 2015. 1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. На борту, по данным военного ведомства, находились три члена экипажа и двое офицеров российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Все они погибли.

Вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014)

Многоцелевой вертолет «Ми-8»

Новости и события

10.01.2020 Вертолет Ми-8 совершил аварийную посадку в Красноярском крае

На севере Красноярского края 10 января 2020 года вертолет Ми-8 совершил аварийную посадку. Инцидент произошел в 206 километрах северо-восточнее населенного пункта Хатанга. На борту винтокрылой машины находились 14 пассажиров и три члена экипажа. В результате аварии никто не пострадал. Причиной вынужденной посадки вертолета, принадлежащего «Красавиа», стала поломка одного из двигателей.

25.12.2019 Вертолет Ми-8 аварийно сел в Красноярском крае

В Красноярском крае 25 декабря 2019 года три человека пострадали в результате аварийной посадки вертолета Ми-8. Вертолет при посадке опрокинулся на бок. Всего на борту находилось 26 пассажиров и экипаж в составе трех человек. Вертолет совершил вынужденную посадку в районе населенного пункта Байкит. По предварительным данным, у него повреждена хвостовая балка. Причиной жесткой посадки ми-8 мог стать снежный вихрь.

05.08.2019 Пожар на складе с боеприпасами в Ачинском районе

На одном из военных складов Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа, 5 августа 2019 года около 13:00 загорелось хранилище пороховых зарядов к артиллерийским боеприпасам, за пожаром последовали взрывы. Пожар произошел на двух площадках для утилизации арсенала, где находилось около 25 тысяч боеприпасов. Погиб один человек, еще один умер в больнице, пострадали 33, из них четверо военных.
Читать дальше

23.06.2019 Сахалинская область получила санитарный вертолет Ми-8

Сахалинская область 23 июня 2019 года получила первый санитарный вертолет Ми-8, оснащенный современным медицинским оборудованием. Прямо на борту можно проводить диагностику пациентов и оказывать специализированную медицинскую помощь. Предусмотрен в вертолете и модуль с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных.

27.04.2019 Международный авиасалон в Мексике FAMEX 2019

В городе Мехико с 24 по 27 апреля 2019 года проходил III Мексиканская международная аэрокосмическая и оборонная выставка FAMEX 2019. Участие в мероприятии принимали более 500 компаний из 35 стран Мира. Местом проведения одного из самых крупных авиасалонов по традиции стала авиабаза Санта-Лусия, расположенная в одном из пригородов столицы страны.
Читать дальше

27.03.2019 Вертолет МИ-8 потерпел крушение в Казахстане

В Кызылординской области Казахстана 27 марта 2019 года, вертолет МИ-8 Министерства обороны Республики потерпел крушение. Об этом сообщил официальный представитель комитета по ЧС МВД Казахстана Нурсултан Нурахметов. Всего на борту винтокрылой машины находились 13 военнослужащих, все они погибли. Руководство минобороны страны приняло меры по оказанию моральной и материальной помощи семья погибших. 
Читать дальше

01.10.2018 В Иркутской области разбился вертолет Robinson

Вертолет Robinson, принадлежащий золотодобывающей артели «Витим», 1 октября 2018 года, потерпел крушение в Иркутской области, близ города Бодайбо. Об этом сообщили в пресс-службе главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по региону.
Читать дальше

24.09.2018 Первые пациенты посетили новейший госпиталь на Юге РФ

В городе Анапа новый военный госпиталь посетили первые пациенты. В отделения поступили военнослужащие и члены их семей с целью проведения диагностики на компьютерном томографе 128-срезовой конфигурации, эндоскопических и ультразвуковых исследований.
Читать дальше

17.09.2018 Парад поколений состоялся в День города Брянска

В городе Брянск, 17 сентября 2018 года, состоялось празднования 75-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков и День города. С самого утра тысячи горожан и гостей праздника выстроились вдоль центральной
Читать дальше

02.09.2018 Три человека погибли при крушении вертолета Ми-8 в Иркутской области

В Иркутской области, 2 сентября 2018 года, после вылета из города Усть-Кут в поселок Кунерма на геологическую разведку, пропал вертолет Ми-8 авиакомпании «Ангара». В установленное время он не вышел на связь. На борту воздушного судна находились три человека.
Читать дальше

Многоцелевой вертолет Ми-8 - самый массовый двухдвигательный вертолет в мире, а также в истории авиации. Широко используется во многих странах мира. Модификации машины позволяют выполнять множество гражданских и военных задач, в частности, используется в медицинских целях. Грузовая кабина вмещает 24 человека на откидных сидениях, в санитарном варианте устанавливаются 12 носилок для раненных. На полу имеются узлы крепления грузов, над входной дверью расположена лебедка грузоподъемностью до 200 килограмм. Для погрузки техники служат двухстворчатый грузовой люк и аппарель. Благодаря новой навигации и радиооборудованию вертолет Ми-8 может совершать полеты, несмотря на плохую погоду.

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8

Экипаж: 3 человека;

Число пассажиров: 18 человек;

Год постройки: 1961.

Длина с вращ. винтами: 25,31 м;

Высота с вращ. рулевым винтом: 5,54 м ;

Диаметр несущего винта: 21 м;

Масса пустого: 5726 кг;

Нормальная взлетная масса: 11 570 кг;

Максимальная взлетная масса: 12 000 кг;

Двигатели: 2 × ТВ3-117ВМ;

Мощность двигателей на взлетном режиме: 2 × 2000 л. с.;

Максимальная скорость: 250 км/ч 

Крейсерская скорость: 225 км/ч 

Динамический потолок: 4200 м 

Практическая дальность: 580 км 


10 января 2020 года на севере Красноярского края вертолет Ми-8 совершил аварийную посадку. Инцидент произошел в 206 километрах северо-восточнее населенного пункта Хатанга. На борту вертолета находились 14 пассажиров и три члена экипажа. В результате аварии никто не пострадал. Причиной вынужденной посадки вертолета, принадлежащего «Красавиа», стала поломка двигателя.

25 декабря 2019 года в Красноярском крае три человека пострадали в результате аварийной посадки вертолета Ми-8. Вертолет при посадке опрокинулся на бок. Всего на борту находилось 26 пассажиров и экипаж в составе трех человек. Вертолет совершил вынужденную посадку в районе населенного пункта Байкит. По предварительным данным, у него повреждена хвостовая балка.

23 июня 2019 года Сахалинская область получила первый санитарный вертолет Ми-8, оснащенный современным медицинским оборудованием. Прямо на борту можно проводить диагностику пациентов и оказывать специализированную медицинскую помощь. Предусмотрен в вертолете и модуль с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных.

Модификации вертолета Ми-8

Модификации вертолета Ми-8

     Опытные.

В-8 - Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В конструкции А. Г. Ивченко. Первый полет 24 июня 1961 года.

В-8А - Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.

В-8АТ - Третий опытный экземпляр.

В-8АП - Четвертый опытный экземпляр.

     Пассажирские.

Ми-8П - пассажирский вертолет на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.

Ми-8Г

Ми-8ПА - модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.

Ми-8ПС - пассажирский вертолет с салоном повышенного комфорта: два больших кожаных кресла возле стола, диван, на столе - телефонный аппарат; предусмотрены небольшой буфет, гардеробный отсек и туалет, увеличенные иллюминаторы прямоугольной формы, а также дверь-трап.

Ми-8ТП - пассажирский вертолет, построенный по заказу Министерства обороны специально для перевозки международных инспекторских групп по контролю за мероприятиями по ограничению вооружений. Имеет салон несколько более скромный, чем Ми-8ПС.

Ми-172 - вертолет, созданный на конструктивной основе многоцелевого вертолета Ми-8МТВ-1. На начало 2017 года является единственным вертолетом из семейства Ми-8, сертифицированным для коммерческой перевозки пассажиров.

     Транспортные.

Ми-8Т - транспортный вертолет.

Ми-8ТС - экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

     Многоцелевые.

Ми-8ТБ

Ми-8ТВ - «Транспортный, вооруженный». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.

Ми-8АТ - вертолет с двигателями ТВ2-117АГ.

Ми-8АВ - воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.

Ми-8АД - модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.

Ми-8ТГ - модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.

Ми-14 - многоцелевой вертолет-амфибия.

Ми-8МТ - модификация с двигателями ТВ3-117 от вертолета Ми-14 с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники, хвостовой винт был перенесен на левый борт.

Ми-17 - экспортный вариант Ми-8МТ.

Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - модернизированный высотный транспортный вертолет с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработана в 1985-1987 гг. и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году. Имеет только гражданское назначение.

Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ-1.

Ми-8МТВ-2 - модернизированный Ми-8МТВ. Имеет военное назначение. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жесткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъемности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.

Ми-8МТВ-3 - доработанный Ми-8МТВ-2. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.

Ми-8МТО - ночной.

Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.

Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р. Имеет только гражданское назначение.

Ми-171 - модификация вертолета Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом. Имеет только гражданское назначение.

Ми-171А1 - модификация вертолета Ми-8АМТ, соответствующая Нормами летной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29. Имеет только гражданское назначение.

Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полет 3 августа 1997.

Ми-18 - удлиненный вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.

Ми-8МСБ - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, пассажирско-транспортный вариант для гражданской авиации.

Ми-8МСБ-В - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС и на экспорт.

     Специального назначения.

Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолетной техники.

Ми-8ТЗ - заправщик и транспортировщик топлива.

Ми-8БТ - буксировщик трала.

Ми-8СП - специальный морской спасательный.

Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолет для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.

Ми-8ТЛ - лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.

Ми-8С - штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.

Ми-8ПС - штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.

Ми-8КП - специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.

Ми-8ГР или Ми-8Р - разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.

Ми-8К - артиллерийский корректировщик.

Ми-8ТАКР - вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.

Ми-8ВД - радиационно-химический разведчик.

Ми-8С - модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.

Ми-8МТ «Летающий кран» - отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.

Ми-8МТ «Метео» - летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.

Ми-8МТА - вертолет ближней тактической разведки.

Ми-8МТС - вертолеты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.

Ми-8МТТ - вертолет для поиска спускаемых космических аппаратов.

Ми-8МТЛ - разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.

Ми-8МТФ - аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.

Ми-8МТФ (II) - постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.

Ми-8МТЮ - Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.

Ми-8АМТ-1 - салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ.

Ми-8АМТШ-ВА - версия для выполнения задач Министерства обороны России в условиях Арктики.

Ми-8АМТШ-ВА созданная на основе последней модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В.

     Воздушные командные пункты.

Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.

Ми-8ИВ или Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.

Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащен автоматизированным комплексом связи. Создан в 1977 году на базе Ми-8Т.

Ми-9Р - воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащен автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8Т.

     Медицинские.

Ми-8МБ - воздушный госпиталь (медицинский «биссектриса). Создан на базе Ми-8Т в 1978 году.

Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.

Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.

Ми-8МТВ-3Г - воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.

Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолет на базе Ми-8МТВ.

Ми-8МТД - поисково-спасательный вертолет. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.

Ми-8МТМ - воздушный госпиталь

Ми-8МТН - вертолет оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.

Ми-17Г - экспортный вариант воздушного госпиталя.

Ми-17-1ВА «Амбулатория» - экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте. Показан на Парижском авиасалоне в 1989 г., оснащен более мощными двигателями ТВ3-117ВМ.

     Постановщики помех.

Ми-8СМВ - первая модификация вертолета Ми-8, в качестве вертолета РЭБ. Модификация

Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолетный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы «Смальта-В» («Смальта-3») с пультом управления.

Ми-8ПП - вертолет РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 году.

Ми-8ППА - вертолет РЭБ, оснащенный станциями «Азалия» и «Фасоль», по некоторым источникам - доработанная в 1980-1982 гг. версия Ми-8ПП.

Ми-8МТИ (Ми-13) - постановщик помех.

Ми-8МТП - постановщик помех на базе Ми-8МТ.

Ми-8МТПБ - постановщик помех.

Ми-8МТПИ - постановщик помех.

Ми-8МТПШ - постановщик помех.

Ми-8МТПР-1 - постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолет оборудован комплексом РЭБ «Рычаг-АВ».

Ми-8МТД - постановщик помех.

Ми-8МТР1 - постановщик помех.

Ми-8МТР2 - постановщик помех.

Ми-8МТС - постановщик помех.

Ми-8МТШ1 - постановщик помех.

Ми-8МТШ2 - постановщик помех.

Ми-8МТШ3 - постановщик помех.

Ми-8МТЯ - постановщик помех.

Ми-8МТ-1С - постановщик помех.

     Сельскохозяйственные.

Ми-8АТС - сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.

Ми-8МТСх - сельскохозяйственный вертолет. Создан на базе Ми-8МТ.

     Военно-транспортные.

Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - Ми-171Ш) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение - Ми-17В-5) - современные многоцелевые военно-транспортные вертолеты, предназначенные для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске.

Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оснащенная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

Ми-8МНП-2 - модификация Ми-8АМТШ для Пограничной службы РФ. Переоборудовано 6 вертолетов.

Конструкция вертолета Ми-8
Конструкция вертолета Ми-8

Вертолет одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта - шарнирное, а лопастей рулевого винта - совмещенное, карданного типа. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеен 21 отсек с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующий профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой - 1124 мин-1.

Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4. Основными агрегатами трансмиссии являются:
- Главный редуктор ВР-14 (для Ми-8МТ) или ВР-8А (для Ми-8Т)
- Промежуточный редуктор;
- Хвостовой редуктор;
- Хвостовой вал трансмиссии;
- Вал привода вентилятора;
- Тормоз несущего винта.

Фюзеляж вертолета является основным силовым корпусом вертолета и представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж имеет три конструктивных разъема и включает в себя:
- носовую часть;
- центральную часть;
- хвостовую балку;
- концевую балку с обтекателем.

Шасси вертолета, трехопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полету передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора.

Система внешней подвески позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг (5000 кг). Ми-8 оборудован четырехканальным автопилотом АП-34Б, обеспечивающим стабилизацию крена и тангажа, направления, а также высоты полета (±50м). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места.

     Системы вертолета.

Система управления предназначена для управления вертолетом относительно трех осей, осуществляется путем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения силы тяги рулевого винта. Для управления вертолетом используются гидроусилители - три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом. На Ми-8МТВ - четыре КАУ-115М.

Гидравлическая система предназначена для питания рабочей жидкостью:
- агрегатов управления вертолетом (РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления);
- гидроцилиндров управления фрикционом «ШАГ-ГАЗ», переменным упором в продольном управлении вертолетом, включается раздельными электромагнитными кранами ГА-192.

Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолета и бесперебойной его подачи к насосам-регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.

Противопожарная система (ППС) предназначена для обнаружения, сигнализации и тушения пожара в защищаемых отсеках:
- левого и правого двигателей;
- керосинового обогревателя КО-50;
- главного редуктора и двигателя АИ-9В.

Противообледенительная система предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних стекол кабины экипажа, входных устройств двигателей, пылезащитных устройств двигателей. Обогрев лопастей винтов и стекол кабины экипажа - электротеплового действия. Обогрев обтекателей воздухозаборников и входных устройств двигателей - воздушнотеплового, а обогрев ПЗУ - смешанный (часть узлов обогревается горячим воздухом, а другая часть имеет электрообогрев). ПОС работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Лопасти НВ РВ, передние стекла и ПЗУ получают питание от сети переменного тока напряжением 208 вольт. Для обогрева входного устройство двигателя и ПЗУ используется горячий воздух от компрессора.

Воздушная система предназначена для торможения колес главных опор шасси и подзарядки камер колес от бортовых баллонов во внеаэродромных условиях с помощью специального приспособления.

Система отопления и вентиляции предназначена для:
- подачи подогретого или атмосферного воздуха в кабину экипажа и в грузовую кабину для поддержания в них нормальных температурных условий;
- обдув передних стекол и блистеров кабины экипажа;
- обогрев сливного крана дренажного бачка.

Для подогрева воздуха используется керосиновый обогреватель КО-50. Кислородное оборудование предназначено для питания кислородом экипажа при полетах на высотах до 6000 м, а также раненых и больных при полетах на любых высотах.

     Энергосистема.

Источники электроэнергии постоянного тока:
- два стартера-генератора ГС-18, установленные на каждом из двигателей;
- шесть аккумуляторных батарей 12САМ-28.

Источники переменного тока:
- Однофазный переменный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц выдает установленный на главном редукторе генератор СГО-30У.. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2 питаются радио- и навигационное оборудование, а от него - трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 - питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.
- Трехфазный переменный ток напряжение 36 В для питания гироскопических приборов дает один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный).

Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолета позволяют совершать полеты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.

Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей ТВ2-117, (ТВЗ-117МТ модификация «МТ», ТВ3-117ВМ модификация Ми-8МТВ). При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты.

Вертолеты поздних серий значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартерам двигателей установлена ВСУ АИ-9В. 

Резервными источниками по переменному току служат два преобразователя: ПО-500А и ПТ-200Ц. При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

Боевое применение вертолета Ми-8
Боевое применение вертолета Ми-8

Шестидневная война (1967) - по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.

Война Судного дня (1973) - очень активно использовались Египтом и Сирией в десантных операциях. Группы по несколько вертолетов сбрасывали коммандос в израильском тылу. Сброшенная с 4 Ми-8 захватила гору Хермон, при этом один вертолет был потерян.

Эфиопо-сомалийская война (1977-1978)

Война в Ливане - использовались сирийской армией.

Афганская война (1979-1989) - самые большие потери Ми-8 понесли на этой войне. Только советская 40-я армия потеряла 174 вертолета Ми-8; потери вертолетов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны.

Война в Персидском заливе (1990-1991) - десантные Ми-8 активно использовались Ираком во время захвата Кувейта.

Грузино-абхазская война (1992-1993).

Ирано-иракская война (1980-1988) - в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолетов неизвестны.

Война Пакиша (1981) - в конце января 1981 года группа из 240 эквадорских солдат вторглась на территорию Перу. В ходе разгрома этой группировки значительную роль сыграли перуанские Ми-8Т с блоками неуправляемых ракет С-5.

Карабахский конфликт - применялся обеими сторонами. И Азербайджан, и Армения потеряли от огня противника по 3 вертолета Ми-8.

Первая чеченская война (1994-1996)

Эфиопо-эритрейская война (1998-2000)

Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) - российская армия потеряла не менее трех Ми-8.

Каргильская война (1999)

Операция НАТО против Югославии (1999) - В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемета американский БПЛА «Хантер». В 2000 году Ми-8 сбили еще один БПЛА.

Вторая чеченская война (1999) - 13 декабря 1999 года в районе «волчьих ворот» вертолет Ми-8 п-ка Владимира Алимова под шквальным огнем крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия спас жизнь 38-ми окруженным солдатам и офицерам. По возвращению в Моздок в перегруженном вертолете насчитали около 90 пробоин. За свои действия В. Алимов был награжден звездой Героя России.

Война в Афганистане (с 2001)

Иракская война (2003-2011)

Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003

Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008)

Гражданская война в Сирии (с 2011) и Военная операция России в Сирии (с 2015) - 4 Ми-8АМТШ-В ВС РФ было развернуто в Сирии в 2015 году. В ходе операции один Ми-8АМТШ-В уничтожен боевиками при помощи ракеты TOW на земле при спасательных действиях на месте падения Су-24М, сбитого Турцией 24 ноября 2015. 1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. На борту, по данным военного ведомства, находились три члена экипажа и двое офицеров российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Все они погибли.

Вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014)

... читать ещё >

Степанов Владимир Филиппович
 

Российский летчик. Служил в должности летчика вертолетного полка Северо-Кавказского военного округа. Майор запаса. Герой Российской Федерации. Принимал непосредственное участие в операции по освобождению заложников.

Падалка Валентин Анатольевич
 

Летчик-испытатель летно-испытательной станции Ростовского вертолетного производственного комплекса «Публичное Акционерное Общество «Роствертол». Герой Российской Федерации. Заслуженный военный летчик РФ.

Многоцелевой вертолёт Ми-17
 

Многоцелевой вертолет Ми-17, модификация вертолета Ми-8 - разработан в конструкторском бюро Миля. Новый вертолет имеет более мощный двигатель, чем предыдущая модель. Построен по одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. В отличие от Ми-8 рулевой винт перенесён на левую сторону и стал толкающим. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора. В состав оборудования включён доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса.

Родобольский Игорь Олегович
 

Российский военачальник. Летчик-снайпер. Герой Российской Федерации. Ранее занимал должность начальника отдела управления авиации 5-й армии ВВС и ПВО Приволжско-Уральского военного округа...

Мусиенко Александр Валентинович
 

Ведущий специалист Департамента специальных проектов компании «Базовый элемент». Ранее служил в подразделениях специального назначения ГРУ ГШ РФ. Полковник в отставке...

Асанов Александр Александрович
 

Начальник Сызранского Высшего Военного Авиационного Училища Летчиков. Ранее занимал должность заместителя начальника филиала Военно-Воздушной Академии ВУНЦ Военно Воздушных Сил РФ...
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.