Международная космическая станция - МКС

Международная космическая станция, МКС - пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС - совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран: Россия, США, Япония, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Франция, Италия, Канада, Норвегия, Нидерланды, Швейцария, Швеция. Первоначально в составе участников были Бразилия и Великобритания.

Целью при создании МКС являлась возможность проведения экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полета: микрогравитации, космических излучений, вакуума, не ослабленных земной атмосферой. Области исследований включают в себя биологию, физику, астрономию, космологию и метеорологию. Исследования проводятся с помощью научного оборудования, расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях; часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции.

Управление МКС осуществляется из четырех центров, расположенных в России, США, Японии, Германии. Между Центрами идет постоянный обмен информацией. В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путем последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту. Расположение модулей постоянно изменяется. Единственным источником электрической энергии является Солнце, свет которого солнечные батареи станции преобразуют в электроэнергию.

Модули Международной космической станции

- «Заря» - функционально-грузовой модуль

- «Звезда» - служебный модуль, в котором располагаются системы управления полетом, системы жизнеобеспечения, энергетический и информационный центр, а также каюты для космонавтов.

- МИМ-1 и МИМ-2 - малые исследовательские модули, два российских грузовых модуля «Поиск» и «Рассвет», предназначенные для хранения оборудования, необходимого для проведения научных экспериментов

- Гермоадаптер  - герметичный стыковочный переходник, предназначенный для соединения между собой модулей МКС, и для обеспечения стыковок шаттлов

- «Транквилити» - модуль МКС, выполняющий функции жизнеобеспечения. Содержит системы по переработке воды, регенерации воздуха, утилизации отходов и другие

- «Юнити» - первый из трех соединительных модулей МКС, выполняющий роль стыковочного узла и коммутатора электроэнергии

- «Пирс» - порт причаливания, предназначенный для осуществления стыковок российских «Прогрессов» и «Союзов»

- Фермы - объединенная ферменная структура, на элементах которой установлены солнечные батареи, панели радиаторов и дистанционные манипуляторы

- Внешние складские платформы - внешние складские платформы: три внешние негерметичные платформы, предназначенные исключительно для хранения грузов и оборудования;

- Транспортно-складские палеты - четыре негерметичные платформы, закрепленные на фермах и предназначены для размещения оборудования, необходимого для проведения научных экспериментов в вакууме.

- «Канадарм2», или «Мобильная обслуживающая система» - канадская система дистанционных манипуляторов, служащая в качестве основного инструмента для разгрузки транспортных кораблей и перемещения внешнего оборудования

- «Декстр» - канадская система из двух дистанционных манипуляторов, служащая для перемещения оборудования, расположенного вне станции

- «Квест» - специализированный шлюзовой модуль, предназначенный для осуществления выходов космонавтов и астронавтов в открытый космос с возможностью предварительного проведения десатурации

- «Гармония» - соединительный модуль, выполняющий роль стыковочного узла и коммутатора электроэнергии для трех научных лабораторий и стыкующихся к нему через Гермоадаптер-2 транспортных кораблей

- «Коламбус» - европейский лабораторный модуль, в котором, помимо научного оборудования, установлены сетевые коммутаторы, обеспечивающие связь между компьютерным оборудованием станции

- «Дестини» - американский лабораторный модуль, состыкованный с модулем «Гармония»;

- «Кибо» - японский лабораторный модуль, предназначен для проведения физических, биологических, биотехнологических и других научных экспериментов в герметичных и негерметичных условиях

- «Купол» - прозрачный обзорный купол

- Герметичный многофункциональный модуль - складское помещение для хранения грузов

- Международные адаптеры - стыковочные адаптеры-переходники, предназначенные для преобразования системы стыковки АПАС-95 в систему стыковки НАСА

- «BEAM» - экспериментальный развертываемый жилой модуль

- «Наука» - российский многофункциональный лабораторный модуль, в котором предусмотрены условия для хранения научного оборудования, проведения научных экспериментов, временного проживания экипажа

2 декабря 2019 года Американский и итальянский астронавты Эндрю Морган и Лука Пармитано успешно завершили третий этап ремонта размещенного на поверхности Международной космической станции магнитного альфа-спектрометра. За 5 часов 56 минут работы в открытом космосе они сняли ранее установленные заглушки на восьми трубках охладителя магнитного альфа-спектрометра, подключили к ним новую систему циркуляции сжиженного углекислого газа. Кроме того, астронавты выполнили одну из задач, которая планировалась на следующий выход в космос, установив теплозащитный экран над той частью спектрометра, которая обращена к Земле.

8 ноября 2019 года, в соответствии с программой полета проведена плановая коррекция орбиты МКС. Цель - формирование баллистических условий для посадки пилотируемого корабля «Союз МС-13», запланированной на февраль 2020 года. Коррекцию провели с помощью двигателей грузового корабля «Прогресс МС-12». В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 800 метров и составила 416,6 километра.

4 ноября 2019 года грузовой корабль Cygnus доставил на Международную космическую станцию около 3,7 тонн груза - продовольствие, предметы первой необходимости, оборудование для станции и приборы для научных экспериментов. Астронавт NASA Джессика Меир осуществила захват корабля с помощью дистанционного манипулятора Canadarm, после чего грузовой аппарат был пристыкован к американскому модулю Unity.

18 октября 2019 года Астронавты NASA Кристина Кук и Джессика Меир совершили первый в истории выход сразу двух женщин в открытый космос с борта Международной космической станции для замены одного из блоков системы энергопитания. Для Кук это четвертый выход на внешнюю поверхность станции, для Мейр - первый. Они стали соответственно 14-й и 15-й представительницами «прекрасного пола», побывавшими в открытом космосе.

25 июня 2019 года члены экспедиции МКС-58/59 Олег Кононенко, астронавты Давид Сен-Жак и Энн Макклейн благополучно вернулись на Землю. Продолжительность пребывания в полете экипажа составила 204 суток. За время пребывания на станции экипаж полностью выполнил программу научно-прикладных исследований и экспериментов.

23 июня 2019 года на Международной космической станции прошла пересменка экипажей. Командир 59-й длительной экспедиции на МКС космонавт Олег Кононенко, возглавлявший ее с декабря 2018 года, и командир 60-й экспедиции, космонавт Алексей Овчинин подписали акт передачи полномочий. Церемония по традиции сопровождалась ударами в корабельный колокол.

3 марта 2019 года пилотируемый космический корабль Crew Dragon, американской компании SpaceX, впервые состыковался с Международно космической станцией в автоматическом режиме. Ранее грузовые корабли Dragon уже неоднократно достигали МКС, однако тогда экипажу станции приходилось захватывать корабль роботизированной рукой.

6 декабря 2018 года космонавт Роскосмоса Олег Кононенко начал проведение эксперимента по печати живых тканей на 3D-биопринтере на борту Международной космической станции. Уже получены первые результаты эксперимента - в условиях невесомости создан органный конструкт щитовидной железы мыши.

18 сентября 2006 года ракета-носитель «Союз» с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-9», стартовала с космодрома Байконур. На Международную космическую станцию отправились первая космическая туристка Ануше Ансари, российский космонавт Михаил Тюрин, астронавт НАСА Майкл Лопес-Алегриа.

28 апреля 2001 года стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным и первым космическим туристом, американским миллионером Деннисом Тито на борту. Стыковка корабля с Международной космической станцией МКС была осуществлена 30 апреля.

2 ноября 2000 года Первый долговременный экипаж Международной космической станции, доставленный на МКС российским кораблем «Союз», стартовавшим с космодрома «Байконур», прибыл на станцию. В первую команду МКС вошли российские космонавты Юрий Гидзенко, Сергей Крикалев и американский астронавт Уильям Шеперд.

26 июля 2000 года Российский космический модуль «Звезда», выведенный на орбиту двумя неделями ранее, был успешно состыкован с двумя другими модулями: американским Unity и российской «Зарей». С этого момента Международная космическая станция стала пригодной для приема длительных космических экспедиций.

20 ноября 1998 года, в 9 часов 40 минут по московскому времени, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К» с первым модулем Международной космической станции - функциональным грузовым блоком - ФГБ, «Заря». С этого дня началось строительство на околоземной орбите нового космического комплекса.

Международная космическая станция - МКС

Новости и события

02.12.2019 Астронавты завершили третий этап ремонта спектрометра на МКС

Американский и итальянский астронавты Эндрю Морган и Лука Пармитано 2 декабря 2019 года успешно завершили третий этап ремонта размещенного на поверхности Международной космической станции магнитного альфа-спектрометра. За 5 часов 56 минут работы в открытом космосе они сняли ранее установленные заглушки на восьми трубках охладителя магнитного альфа-спектрометра, подключили к ним новую систему циркуляции сжиженного углекислого газа. Кроме того, астронавты выполнили одну из задач, которая планировалась на следующий выход в космос, установив теплозащитный экран над той частью спектрометра, которая обращена к Земле. Для ремонта спектрометра запланировано в общей сложности четыре выхода в космос. Магнитный альфа-спектрометр - прибор массой 7,5 т, на изготовление которого потребовалось 14 лет и 1,5 млрд долларов. Он был доставлен на МКС на борту шаттла Endeavour в мае 2011 года. В его создании принимали участие 56 институтов из 16 стран, включая Россию. С помощью этого аппарата ученые надеются найти следы антиматерии, изучить состав и энергетический спектр первичных космических лучей, что поможет понять, как образовалась Вселенная.

08.11.2019 Проведена коррекция высоты орбиты МКС

В соответствии с программой полета Международной космической станции 8 ноября 2019 года проведена плановая коррекция ее орбиты. Операцию провели при помощи двигателей грузового корабля «Прогресс МС-12». В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 800 метров и составила 416,6 километра. Цель проведенной коррекции - формирование баллистических условий для посадки пилотируемого корабля «Союз МС-13», запланированной на февраль 2020 года. На нем на Землю возвратятся россиянин Александр Скворцов, итальянец Лука Пармитано и американка Кристина Кук.

18.10.2019 Впервые в истории две женщины вышли в открытый космос

Астронавты NASA Кристина Кук и Джессика Меир 18 октября 2019 года совершили первый в истории выход сразу двух женщин в открытый космос с борта Международной космической станции для замены одного из блоков системы энергопитания. Для Кук это четвертый выход на внешнюю поверхность станции, для Мейр - первый. Они стали соответственно 14-й и 15-й представительницами «прекрасного пола», побывавшими в открытом космосе.

11.10.2019 Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+» в Москве 2019

Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+» проходил в Москве с 11 по 13 октября 2019 года. Для проведения форума использовалось свыше 100 площадок, среди которых МГУ имени Ломоносова, «Экспоцентр», парк «Зарядье». В рамках традиционных «Дней без турникетов» свои двери для участников фестиваля бесплатно открыли музеи-партнеры.

25.06.2019 Корабль «Союз МС-11» с экипажем МКС вернулся на Землю

Экипаж экспедиции МКС-58/59, в составе космонавта Роскосмоса Олега Кононенко, а также астронавтов Давида Сен-Жака и Энн Макклейн 25 июня 2019 года, на корабле «Союз МС-11», благополучно вернулся на Землю. Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно, самочувствие экипажа хорошее. Продолжительность экспедиции составила 204 суток. За время пребывания на МКС экипаж полностью выполнил программу научно-прикладных исследований и экспериментов.

23.06.2019 На МКС состоялась пересменка экипажей

На Международной космической станции 23 июня 2019 года прошла пересменка экипажей. Командир 59-й длительной экспедиции, космонавт Олег Кононенко, возглавлявший ее с декабря 2018 года, и командир 60-й экспедиции, космонавт Алексей Овчинин подписали акт передачи полномочий. Церемония по традиции сопровождалась ударами в корабельный колокол.

04.04.2019 Самый быстрый космический грузовик «Прогресс МС-11» доставил груз на МКС

Со стартовой площадки космодрома Байконур, 4 апреля 2019 года успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-11». Запуск и сближение ТГК с Международной космической станцией осуществлялось по короткой двухвитковой схеме, что позволило достичь МКС за рекордное время.

29.03.2019 Астронавты НАСА совершили выход в открытый космос

Астронавты Национального космического агентства США Кристина Кох и Ник Хейг, 29 марта 2019 года совершили 215-й выход в открытый космос с борта Международной космической станции. Они продолжили работы, начатые в ходе предыдущего выхода, а также провели подготовительные работы для следующего выхода, намеченного на 8 апреля.
Читать дальше

03.03.2019 Корабль Crew Dragon впервые пристыковался к МКС в автоматическом режиме

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon, американской компании SpaceX, 3 марта 2019 года впервые состыковался с Международно космической станцией в автоматическом режиме. Ранее грузовые корабли Dragon уже неоднократно достигали МКС, однако тогда экипажу станции приходилось захватывать корабль роботизированной рукой.

08.01.2019 Создана новая система стыковки кораблей к МКС

НИИ точных приборов завершил производство и успешно провел приемо-сдаточные испытания новой цифровой аппаратуры «Курс-МКП». Это новейшая система для стыковки пилотируемых и грузовых космических кораблей к российскому сегменту МКС. Об этом 8

Модули Международной космической станции

- «Заря» - функционально-грузовой модуль

- «Купол» - прозрачный обзорный купол

- «BEAM» - экспериментальный развертываемый жилой модуль

... читать ещё >

Лука Пармитано
Luca Salvo Parmitano

Итальянский астронавт Европейского космического агентства. Летчик-испытатель. Полковник ВВС Италии. Является шестым астронавтом Италии и первого итальянским астронавтом, вышедшим в открытый космос.

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon

Многоразовый пилотируемый космический корабль Crew Dragon, Dragon V2, разработан компанией SpaceX. Предназначен для доставки экипажа до 7 человек на Международную космическую станцию и возвращения их на Землю. Выводится на орбиту ракетой-носителем Falcon. Корабль имеет грузовую и пассажирскую версии, которые почти идентичны, за исключением специальных технических средств, добавленных в пилотируемую версию.

Многоразовый пилотируемый космический корабль «Орел»

Космический корабль «Орел» - многоразовый пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» на смену кораблям «Союз» и грузовикам «Прогресс». Целью создания корабля является обеспечение национальной безопасности, технологической независимости, обеспечение доступа России в космос со своей территории, доставка людей и грузов на орбитальные станции, полет на полярную и экваториальную орбиту, исследование Луны и посадки на ее поверхность. Ранее корабль носил название «Федерация». Спускаемый аппарат КК «Орел» будет из алюминиевых сплавов. Управления корабля проектируется для одного человека. На КК запланирована установка модернизированной системы стыковки «Курс-Л» от «Союзов». Корабль оснастят комбинированным терморегулирующим покрытием «Термалокс» и санузлом. Корабль проектировался с расчетом на возможность глубокой модификации в будущем. Спускаемый аппарат будет приземляться с помощью трех парашютов, реактивной системы мягкой посадки, на амортизированные опоры.

Уильям Шеперд
William McMichael Shepherd

Американский астронавт. Командир экипажа Первой основной экспедиции на Международную Космическую Станцию - МКС. Входит в Зал славы астронавтов. Отмечен государственными наградами, в числе которых российская медаль «За заслуги в освоении космоса».

Джессика Меир
Jessica Ulrika Meir

Американский астронавт НАСА. Ученый в области физиологии и биологии океана. Доктор философии по биологии. Имеет лицензию пилота-любителя.

Национальное космическое агентство США - NASA

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA - ведомство, относящееся к федеральному правительству США и подчиняющееся непосредственно вице-президенту страны. Организация ответственна за гражданскую космическую программу государства, а также за научные исследования воздушного и космического пространств и научно-технологические исследования в области авиации, воздухоплавания и астронавтики. NASA заменило собой несколько правительственных организаций. В структуре NASA - крупная сеть исследовательских лабораторий и аэрокосмических центров. Основная задача - координировать работу в целом и контролировать развитие четырех стратегических направлений: исследование космоса; исследование Земли; работу с людьми; развитие новых технологий для реализации дальнейших проектов. Астронавтов NASA обучают русскому языку. С 20 января 2017 года исполняющим обязанности руководителя назначен Роберт Лайтфут младший.

Хазза аль-Мансури
Hazza Ali Abdan Khalfan Al Mansouri

Первый космонавт Объединенных Арабских Эмиратов. Ранее служил пилотом самолета F-16 Block 60 в составе Военно-воздушных сил ОАЭ.

Японская ракета-носитель H-IIB

Японская ракета-носитель H-IIB - одноразовая ракета-носитель среднего класса используемая для запуска автоматического грузового корабля H-II Transfer Vehicle к Международной космической станции, а также для вывода полезной нагрузки на низкую опорную орбиту или геостационарную орбиту. Создана совместно компанией Мицубиси и японским агентством аэрокосмических исследований JAXA. Ракета-носитель H-IIB имеет две ступени. Первая оснащена двумя жидкостными кислородно-водородными двигателями и четырьмя боковыми твердотопливными. Вторая ступень оснащена одним маршевым двигателем. Существуют различные планы модификаций H-IIB, в том числе и в рамках программы пилотируемой космонавтики Японии.
ruspekh.ru