Международная космическая станция - МКС

Международная космическая станция, МКС - пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС - совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран: Россия, США, Япония, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Франция, Италия, Канада, Норвегия, Нидерланды, Швейцария, Швеция. Первоначально в составе участников были Бразилия и Великобритания.

     Целью при создании МКС являлась возможность проведения экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полета: микрогравитации, космических излучений, вакуума, не ослабленных земной атмосферой. Области исследований включают в себя биологию, физику, астрономию, космологию и метеорологию. Исследования проводятся с помощью научного оборудования, расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях; часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции.

     Управление МКС осуществляется из четырех центров, расположенных в России, США, Японии, Германии. Между Центрами идет постоянный обмен информацией. В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путем последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту. Расположение модулей постоянно изменяется. Единственным источником электрической энергии является Солнце, свет которого солнечные батареи станции преобразуют в электроэнергию.

Модули Международной космической станции

Модули Международной космической станции

- «Заря» - функционально-грузовой модуль

- «Звезда» - служебный модуль, в котором располагаются системы управления полетом, системы жизнеобеспечения, энергетический и информационный центр, а также каюты для космонавтов.

- МИМ-1 и МИМ-2 - малые исследовательские модули, два российских грузовых модуля «Поиск» и «Рассвет», предназначенные для хранения оборудования, необходимого для проведения научных экспериментов

- Гермоадаптер - герметичный стыковочный переходник, предназначенный для соединения между собой модулей МКС, и для обеспечения стыковок шаттлов

- «Транквилити» - модуль МКС, выполняющий функции жизнеобеспечения. Содержит системы по переработке воды, регенерации воздуха, утилизации отходов и другие

- «Юнити» - первый из трех соединительных модулей МКС, выполняющий роль стыковочного узла и коммутатора электроэнергии

- «Пирс» - порт причаливания, предназначенный для осуществления стыковок российских «Прогрессов» и «Союзов»

- Фермы - объединенная ферменная структура, на элементах которой установлены солнечные батареи, панели радиаторов и дистанционные манипуляторы

- Внешние складские платформы - внешние складские платформы: три внешние негерметичные платформы, предназначенные исключительно для хранения грузов и оборудования;

- Транспортно-складские палеты - четыре негерметичные платформы, закрепленные на фермах и предназначены для размещения оборудования, необходимого для проведения научных экспериментов в вакууме.

- «Канадарм2», или «Мобильная обслуживающая система» - канадская система дистанционных манипуляторов, служащая в качестве основного инструмента для разгрузки транспортных кораблей и перемещения внешнего оборудования

- «Декстр» - канадская система из двух дистанционных манипуляторов, служащая для перемещения оборудования, расположенного вне станции

- «Квест» - специализированный шлюзовой модуль, предназначенный для осуществления выходов космонавтов и астронавтов в открытый космос с возможностью предварительного проведения десатурации

- «Гармония» - соединительный модуль, выполняющий роль стыковочного узла и коммутатора электроэнергии для трех научных лабораторий и стыкующихся к нему через Гермоадаптер-2 транспортных кораблей

- «Коламбус» - европейский лабораторный модуль, в котором, помимо научного оборудования, установлены сетевые коммутаторы, обеспечивающие связь между компьютерным оборудованием станции

- «Дестини» - американский лабораторный модуль, состыкованный с модулем «Гармония»;

- «Кибо» - японский лабораторный модуль, предназначен для проведения физических, биологических, биотехнологических и других научных экспериментов в герметичных и негерметичных условиях

- «Купол» - прозрачный обзорный купол

- Герметичный многофункциональный модуль - складское помещение для хранения грузов

- Международные адаптеры - стыковочные адаптеры-переходники, предназначенные для преобразования системы стыковки АПАС-95 в систему стыковки НАСА

- «BEAM» - экспериментальный развертываемый жилой модуль 

- «Наука» - российский многофункциональный лабораторный модуль, в котором предусмотрены условия для хранения научного оборудования, проведения научных экспериментов, временного проживания экипажа


9 апреля 2020 года Российская ракета-носитель «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-16» стартовала с 31-й площадки космодрома Байконур. На Международную космическую станцию отправились космонавты Роскосмоса Анатолий Иванишин и Иван Вагнер, и астронавт NASA Крис Кэссиди, который станет новым командиром станции. Экипаж проведет на борту МКС 196 суток. На время экспедиции запланировано более 50 научных исследований и экспериментов. Три исследования из общего количества будут выполняться в автоматическом режиме без участия экипажа. Космонавты и астронавты также будут работать с транспортными грузовыми кораблями.

30 марта 2020 года Холдинг «Росэлектроника» завершил испытания и изготовил опытный образец новейшего наземного приемо-передающего цифрового телевизионного комплекса «Орион-Ц» для обеспечения устойчивой связи ЦУП с МКС и космическими кораблями. Испытания прошли успешно, опытно-конструкторские работы завершены, предприятие готово к поставкам. Комплекс был разработан специалистами АО «НИИ Телевидения», входящим в холдинг. «Орион-Ц» создан по заказу РКК «Энергия». Во время сеанса связи космонавты и ЦУП имеют возможность одновременно обмениваться звуковой и видеоинформацией в цифровом формате высокого качества, при этом комплекс компактнее и мобильнее предшественников, удобнее в настройке и эксплуатации.

19 марта 2020 года специалисты ЦУП провели плановую коррекцию орбиты МКС, в соответствии с программой полёта. Корректирующий манёвр осуществлён для формирования баллистических условий перед стартом пилотируемого корабля «Союз МС-16» и возвращения на Землю со станции спускаемого аппарата «Союз МС-15». Двигательная установка грузового корабля «Прогресс МС-13», пристыкованного к модулю «Пирс» российского сегмента станции, была включена на 534 секунды, в результате средняя орбита МКС увеличилась примерно на 1,1 км, до 419 км.

9 марта 2020 года грузовой космический корабль Dragon американский компании SpaceX успешно состыковался с Международной космической станцией. Операция по присоединению «грузовика» к американскому сегменту станции - модулю Harmony была совершена при помощи 17-метровой руки-манипулятора Canadarm-2, которой управлял американский астронавт Джессика Меир. Последующая подводка корабля Cargo Dragon дистанционной рукой-манипулятором к станции и сам процесс пристыковки осуществлялись по командам с Центра управления полетами НАСА.

6 февраля 2020 года спускаемый аппарат пилотируемого космического корабля «Союз МС-13» с тремя членами экипажа Международной космической станции совершил посадку в казахстанской степи в 147 км юго-восточнее города Жезказгана. На аппарате находились космонавт Роскосмоса Александр Скворцов, астронавт NASA Кристина Кук и представитель Европейского космического агентства Лука Пармитано. На МКС продолжают работу космонавт Роскосмоса Олег Скрипочка, а также астронавты NASA Эндрю Морган и Джессика Меир.

6 февраля 2020 года была произведена расстыковка корабля «Союз МС-13» и Международной космической станции. По результатам анализа телеметрической информации процедура прошла штатно. На борту аппарата находились космонавт Роскосмоса Александр Скворцов, астронавт NASA Кристина Кук и астронавт Европейского космического агентства Лука Пармитано.

25 января 2020 года Астронавт Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства Эндрю Морган и представитель Европейского космического агентства итальянец Лука Пармитано вышли в открытый космос с борта МКС для завершения работ по ремонту магнитного альфа-спектрометра. Работы продлились 6,5 часов. Астронавты протестировали установленную ранее новую систему охлаждения научного прибора.

27 декабря 2019 года, в соответствии с программой полета, были проведены две плановые коррекции орбиты МКС, при помощи двигательной установки грузового корабля «Прогресс МС-13», пристыкованного к модулю «Пирс». Результатом работы в течение 576 секунд стало приращение скорости станции на 0,56 м/сек. После повторного включения двигателей станция получила приращение скорости на 0,48 м/сек. В результате минимальная высота станции над поверхностью Земли составила 415,9 км, максимальная - 439,1 км. Целью маневров было решение задач, связанных с возвращением на Землю пилотируемого корабля «Союз МС-13» в феврале 2020 года.

2 декабря 2019 года Американский и итальянский астронавты Эндрю Морган и Лука Пармитано успешно завершили третий этап ремонта размещенного на поверхности Международной космической станции магнитного альфа-спектрометра. За 5 часов 56 минут работы в открытом космосе они сняли ранее установленные заглушки на восьми трубках охладителя магнитного альфа-спектрометра, подключили к ним новую систему циркуляции сжиженного углекислого газа. Кроме того, астронавты выполнили одну из задач, которая планировалась на следующий выход в космос, установив теплозащитный экран над той частью спектрометра, которая обращена к Земле. 

8 ноября 2019 года, в соответствии с программой полета проведена плановая коррекция орбиты МКС. Цель - формирование баллистических условий для посадки пилотируемого корабля «Союз МС-13», запланированной на февраль 2020 года. Коррекцию провели с помощью двигателей грузового корабля «Прогресс МС-12». В результате средняя высота орбиты станции увеличилась на 800 метров и составила 416,6 километра.

4 ноября 2019 года грузовой корабль Cygnus доставил на Международную космическую станцию около 3,7 тонн груза - продовольствие, предметы первой необходимости, оборудование для станции и приборы для научных экспериментов. Астронавт NASA Джессика Меир осуществила захват корабля с помощью дистанционного манипулятора Canadarm, после чего грузовой аппарат был пристыкован к американскому модулю Unity.

18 октября 2019 года Астронавты NASA Кристина Кук и Джессика Меир совершили первый в истории выход сразу двух женщин в открытый космос с борта Международной космической станции для замены одного из блоков системы энергопитания. Для Кук это четвертый выход на внешнюю поверхность станции, для Мейр - первый. Они стали соответственно 14-й и 15-й представительницами «прекрасного пола», побывавшими в открытом космосе.

25 июня 2019 года члены экспедиции МКС-58/59 Олег Кононенко, астронавты Давид Сен-Жак и Энн Макклейн благополучно вернулись на Землю. Продолжительность пребывания в полете экипажа составила 204 суток. За время пребывания на станции экипаж полностью выполнил программу научно-прикладных исследований и экспериментов.

23 июня 2019 года на Международной космической станции прошла пересменка экипажей. Командир 59-й длительной экспедиции на МКС космонавт Олег Кононенко, возглавлявший ее с декабря 2018 года, и командир 60-й экспедиции, космонавт Алексей Овчинин подписали акт передачи полномочий. Церемония по традиции сопровождалась ударами в корабельный колокол.

3 марта 2019 года пилотируемый космический корабль Crew Dragon, американской компании SpaceX, впервые состыковался с Международно космической станцией в автоматическом режиме. Ранее грузовые корабли Dragon уже неоднократно достигали МКС, однако тогда экипажу станции приходилось захватывать корабль роботизированной рукой.

6 декабря 2018 года космонавт Роскосмоса Олег Кононенко начал проведение эксперимента по печати живых тканей на 3D-биопринтере на борту Международной космической станции. Уже получены первые результаты эксперимента - в условиях невесомости создан органный конструкт щитовидной железы мыши.

18 сентября 2006 года ракета-носитель «Союз» с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-9», стартовала с космодрома Байконур. На Международную космическую станцию отправились первая космическая туристка Ануше Ансари, российский космонавт Михаил Тюрин, астронавт НАСА Майкл Лопес-Алегриа.

28 апреля 2001 года стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным и первым космическим туристом, американским миллионером Деннисом Тито на борту. Стыковка корабля с Международной космической станцией МКС была осуществлена 30 апреля.

2 ноября 2000 года Первый долговременный экипаж Международной космической станции, доставленный на МКС российским кораблем «Союз», стартовавшим с космодрома «Байконур», прибыл на станцию. В первую команду МКС вошли российские космонавты Юрий Гидзенко, Сергей Крикалев и американский астронавт Уильям Шеперд.

26 июля 2000 года Российский космический модуль «Звезда», выведенный на орбиту двумя неделями ранее, был успешно состыкован с двумя другими модулями: американским Unity и российской «Зарей». С этого момента Международная космическая станция стала пригодной для приема длительных космических экспедиций.

20 ноября 1998 года, в 9 часов 40 минут по московскому времени, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К» с первым модулем Международной космической станции - функциональным грузовым блоком - ФГБ, «Заря». С этого дня началось строительство на околоземной орбите нового космического комплекса.

ЗАКРЫТЬ X

Козеев Константин Мирович
 

Российский космонавт. Герой Российской Федерации. Космонавт РКК «Энергия». Являлся бортинженером­ в составе второй экспедиции на Международной космической станции. Продолжительность полета космонавта составила: 9 суток 20 часов 00 минут 25 секунд.

Дубров Петр Валерьевич
 

Российский космонавт. Член отряда космонавтов Госкорпорации «Роскосмос», базирующегося на базе ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина». Входит в состав дублирующего экипажа КК «Союз МС-17» экспедиции МКС-63/64.

Кудь-Сверчков Сергей Владимирович
 

Российский космонавт. Член отряда космонавтов Госкорпорации «Роскосмос», базирующегося на базе Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина». В качестве бортинженера входит в состав основного экипажа космического корабля «Союз МС-17» экспедиции МКС-63/64.

Марк Шаттлворт
Mark Richard Shuttleworth

Южноафриканский предприниматель. Наиболее известен в качестве второго человека, совершившего туристический космический полет. За свое путешествие бизнесмен заплатил 20 миллионов долларов. Являлся основателем компании Canonical Ltd. Руководит разработкой, занимается дизайном и контролем качества в дистрибутиве операционной системы Ubuntu.

Лука Пармитано
Luca Salvo Parmitano

Итальянский астронавт Европейского космического агентства. Летчик-испытатель. Полковник ВВС Италии. Является шестым астронавтом Италии и первым итальянским астронавтом, вышедшим в открытый космос.

Джессика Меир
Jessica Ulrika Meir

Американский астронавт НАСА. 348 астронавт США и 564 космонавт мира. Учёный в области физиологии и биологии океана. Доктор философии по биологии. Стартовала 25 сентября 2019 года с космодрома Байконур в качестве бортинженера экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-15» и бортинженера экипажа Международной космической станции по программе основных космических экспедиций МКС-61/62.

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon
 

Многоразовый пилотируемый космический корабль Crew Dragon, Dragon V2, разработан компанией SpaceX. Предназначен для доставки экипажа до 7 человек на Международную космическую станцию и возвращения их на Землю. Выводится на орбиту ракетой-носителем Falcon. Корабль имеет грузовую и пассажирскую версии, которые почти идентичны, за исключением специальных технических средств, добавленных в пилотируемую версию.

Многоразовый пилотируемый космический корабль «Орел»
 

Космический корабль «Орел» - многоразовый пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» на смену кораблям «Союз» и грузовикам «Прогресс». Целью создания корабля является обеспечение национальной безопасности, технологической независимости, обеспечение доступа России в космос со своей территории, доставка людей и грузов на орбитальные станции, полет на полярную и экваториальную орбиту, исследование Луны и посадки на ее поверхность. Ранее корабль носил название «Федерация». Спускаемый аппарат КК «Орел» будет из алюминиевых сплавов. Управления корабля проектируется для одного человека. На КК запланирована установка модернизированной системы стыковки «Курс-Л» от «Союзов». Корабль оснастят комбинированным терморегулирующим покрытием «Термалокс» и санузлом. Корабль проектировался с расчетом на возможность глубокой модификации в будущем. Спускаемый аппарат будет приземляться с помощью трех парашютов, реактивной системы мягкой посадки, на амортизированные опоры.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.