Истребитель-Бомбардировщик «Су-17»

Су-17 - истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолет с крылом изменяемой стреловидности. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся и применяется в ряде вооруженных конфликтов. Серийный выпуск Су-17 начался на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Производство самолетов семейства Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2 867 самолетов всех модификаций.

     Самолет Су-17 в значительной мере повторяет конструкцию Су-7, с которого для снижения массы базовой конструкции была снята бронезащита и все средства обеспечения боевой живучести. Первая машина С-22И практически не отличалась от серийного Су-7-го ничем, кроме крыла, и являлась демонстратором новой технологии. Машина Су-22 (экспортный вариант) была оснащена доплеровской системой ДИСС-2. На Су-22 несколько расширили концевую часть корпуса для установки двигателя Р-29Б-300.

     Аэродинамическая компоновка Су-22 традиционна - это моноплан с крылом среднего расположения и хвостовым оперением, состоящим из киля с рулем направления и стабилизатора. Крыло с изменяемой геометрией от 300 до 630 оснащено щелевыми закрылками, установленными в неподвижной части. В консолях крыла смонтированы герметичные топливные баки, в сопряжении крыла с фюзеляжем с обеих сторон размещена пушка НР-30. В хвостовой части находятся стабилизатор и киль, четыре воздушных тормоза и отсек тормозного парашюта.

     Шасси истребителя трехопорное, передняя стойка убирается вперед против потока, а основные опоры в неподвижную часть крыла перпендикулярно потоку. В герметичном отсеке носовой части размещена кабина пилота со стеклянным фонарем с переплетами, лобовая часть выполнена из бронестекла. Откидываемая часть фонаря открывается вверх и назад на угол 500. Пилот сидит в катапультном кресле К-36Д. Приборная доска имеет аналоговые указатели, информирующие пилота о пространственном положении самолета и работе оборудования и двигателя.

Летно-технические данные Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»

Летно-технические данные Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»

Размах крыла:

При стреловидности 30° - 13,68 м

При стреловидности 63° - 10,025 м

Площадь крыла:

При стреловидности 30° - 38,49 м²

При стреловидности 63° - 34,45 м²

Длина самолета с ПВД - 18,097 м

Длина фюзеляжа - 15,315 м

Высота самолета - 4,962 м

Вес пустого самолета - 9,950 т

Вес взлетный максимальный - 16,27 т

Вес нагрузки максимальный - 2,50 т

Вес топлива максимальный без ПТБ - 2,79 т

Скорость максимальная у земли - 1350 км/ч

Скорость максимальная на высоте - 2,1 М

Скорость взлетная при максимальном взлетном весе - 350 км/ч

Скорость посадочная при максимальном посадочном весе - 275 км/ч

Скороподъемность у земли максимальная - 210 м/с

Потолок практический - 16,35 км

Перегоночная дальность полета с ПТБ - 1930 км

Разбег при максимальном взлетном весе - 1,25 км

Пробег с использованием тормозного парашюта - 0,70 км

Модификации Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»
Модификации Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»

Су-17 - Первая модификация. Под радиопрозрачным конусом воздухозаборника - радиодальномер СРД-5М. Двигатель - АЛ-7Ф-1. Первый полет на предсерийном С-32-1 летчик-испытатель ОКБ Е. К. Кукушев выполнил 1 июля 1969 года. Серийно самолет выпускался с 1969 по 1973 год.

Су-17К - Небольшое количество Су-17, доработанных в экспортный вариант. В 1973 году были поставлены в Египет.

Су-17М - Модификация с новым двигателем АЛ-21Ф-3. Улучшены ЛТХ самолета практически по всем показателям: выросла максимальная скорость, скороподъемность, потолок и дальность полета. Под радиопрозрачным конусом воздухозаборника - радиокомандная линия Дельта-Н. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Е.С. Соловьев 28 декабря 1971 года. Серийное производство осуществлялось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1972 по 1975 год.

Су-17М2 - Имел носовую часть фюзеляжа с характерной «бородой», новое БРЭО, которое существенно улучшило точностные характеристики навигации и боевого применения, и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полет выполнил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 декабря 1973 года. Серийное производство - с 1974 по 1977 год.

Су-17М2Д - Единичный экземпляр. Вариант Су-17М2 с двигателем типа Р29-300, который устанавливался на МиГ-23. Был разработан по заданию МАП в 1974 году. Первый полет на этом самолете 31 января 1975 года выполнил летчик-испытатель ОКБ А.Н. Исаков. ВВС отказались от этого варианта, и он был утвержден для поставок на экспорт.

Су-17М3 - Создан на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Имел новое прицельно-пилотажное оборудование и две дополнительные точки подвески для ракет класса «воздух-воздух». Первый полет выполнил заводской летчик-испытатель С.В. Пырков 30 июня 1976 года. На 1985 год самолеты обладали высшей наработкой на отказ в 145 часов. Серийное производство велось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1976 по 1981 год.

Су-17М4 - Финальный вариант. Изменен состав БРЭО. Воздухозаборник сделан нерегулируемым, что ограничило сверхзвуковую скорость до числа М=1,7. Установлен характерный дополнительный воздухозаборник системы кондиционирования воздуха в основании киля. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Ю. А. Егоров 19 июня 1980 года. Серийное производство было развернуто в 1981 году и с перерывами продолжалось до 1988 года.

Су-17УМ - Первый двухместный учебно-боевой вариант. Скошенная носовая часть предоставляла пилоту улучшенный обзор. Установлены унифицированные катапультные кресла К-36Д. Стрелковое вооружение - 1 пушка НР-30. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ В. А. Кречетов 15 августа 1975 года. Серийное производство спарок осуществлялось с 1976 по 1982 год.

Су-17УМ3 - Двухместный учебно-боевой вариант, БРЭО которого унифицировано с Су-17М3. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Ю. А. Егоров 21 сентября 1978 года. Серийное производство начато в 1978 году, и продолжалось вплоть до 1990 года.

Су-20 - Экспортный Су-17М. Имел упрощенное БРЭО и меньшую номенклатуру вооружения. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ А.Н. Исаков 15 декабря 1972 года. Серийное производство осуществлялось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1972 по 1975 год.

Су-20Р Су-20 74 и 76 серий, доработанный под несение контейнеров БРЭО в Польше.

Су-22 - Экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Серийный выпуск был организован в 1977-1978 годах.

Су-22М - Экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и БРЭО от Су-17М2 (ЛД «Фон»). Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Е. С. Соловьев 24 мая 1977 года. Выпускался с 1978 по 1984 год.

Су-22М3 - Экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и оригинальным БРЭО (ЛДиП «Клен-ПС»). Выпускался малой серией в 1982-1983 годах.

Су-22М4 - Экспортный Су-17М4. Выпускался с 1983 по 1990 год.

Су-22У - Экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полет выполнил летчик-испытатель Е. С. Соловьев 22 декабря 1976 года. Серийное производство спарок осуществлялось с 1976 по 1982 год.

Су-22УМ3 - Экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300 и оригинальным БРЭО (ЛДиП «Клен-ПС»). Серийный выпуск был организован в 1983-1984 годах.

Су-22УМ3К - Экспортный Су-17УМ3 с оригинальным двигателем АЛ-21Ф-3 и оригинальным БРЭО. Серийное производство начато в 1984 году, и продолжалось вплоть до 1990 года.

Истребитель-Бомбардировщик «Су-17»

Су-17 - истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолет с крылом изменяемой стреловидности. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся и применяется в ряде вооруженных конфликтов. Серийный выпуск Су-17 начался на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Производство самолетов семейства Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2 867 самолетов всех модификаций.

     Самолет Су-17 в значительной мере повторяет конструкцию Су-7, с которого для снижения массы базовой конструкции была снята бронезащита и все средства обеспечения боевой живучести. Первая машина С-22И практически не отличалась от серийного Су-7-го ничем, кроме крыла, и являлась демонстратором новой технологии. Машина Су-22 (экспортный вариант) была оснащена доплеровской системой ДИСС-2. На Су-22 несколько расширили концевую часть корпуса для установки двигателя Р-29Б-300.

     Аэродинамическая компоновка Су-22 традиционна - это моноплан с крылом среднего расположения и хвостовым оперением, состоящим из киля с рулем направления и стабилизатора. Крыло с изменяемой геометрией от 300 до 630 оснащено щелевыми закрылками, установленными в неподвижной части. В консолях крыла смонтированы герметичные топливные баки, в сопряжении крыла с фюзеляжем с обеих сторон размещена пушка НР-30. В хвостовой части находятся стабилизатор и киль, четыре воздушных тормоза и отсек тормозного парашюта.

     Шасси истребителя трехопорное, передняя стойка убирается вперед против потока, а основные опоры в неподвижную часть крыла перпендикулярно потоку. В герметичном отсеке носовой части размещена кабина пилота со стеклянным фонарем с переплетами, лобовая часть выполнена из бронестекла. Откидываемая часть фонаря открывается вверх и назад на угол 500. Пилот сидит в катапультном кресле К-36Д. Приборная доска имеет аналоговые указатели, информирующие пилота о пространственном положении самолета и работе оборудования и двигателя.

Летно-технические данные Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»

Летно-технические данные Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»

Размах крыла:

При стреловидности 30° - 13,68 м

При стреловидности 63° - 10,025 м

Площадь крыла:

При стреловидности 30° - 38,49 м²

При стреловидности 63° - 34,45 м²

Длина самолета с ПВД - 18,097 м

Длина фюзеляжа - 15,315 м

Высота самолета - 4,962 м

Вес пустого самолета - 9,950 т

Вес взлетный максимальный - 16,27 т

Вес нагрузки максимальный - 2,50 т

Вес топлива максимальный без ПТБ - 2,79 т

Скорость максимальная у земли - 1350 км/ч

Скорость максимальная на высоте - 2,1 М

Скорость взлетная при максимальном взлетном весе - 350 км/ч

Скорость посадочная при максимальном посадочном весе - 275 км/ч

Скороподъемность у земли максимальная - 210 м/с

Потолок практический - 16,35 км

Перегоночная дальность полета с ПТБ - 1930 км

Разбег при максимальном взлетном весе - 1,25 км

Пробег с использованием тормозного парашюта - 0,70 км

Модификации Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»
Модификации Истребителя-Бомбардировщика «Су-17»

Су-17 - Первая модификация. Под радиопрозрачным конусом воздухозаборника - радиодальномер СРД-5М. Двигатель - АЛ-7Ф-1. Первый полет на предсерийном С-32-1 летчик-испытатель ОКБ Е. К. Кукушев выполнил 1 июля 1969 года. Серийно самолет выпускался с 1969 по 1973 год.

Су-17К - Небольшое количество Су-17, доработанных в экспортный вариант. В 1973 году были поставлены в Египет.

Су-17М - Модификация с новым двигателем АЛ-21Ф-3. Улучшены ЛТХ самолета практически по всем показателям: выросла максимальная скорость, скороподъемность, потолок и дальность полета. Под радиопрозрачным конусом воздухозаборника - радиокомандная линия Дельта-Н. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Е.С. Соловьев 28 декабря 1971 года. Серийное производство осуществлялось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1972 по 1975 год.

Су-17М2 - Имел носовую часть фюзеляжа с характерной «бородой», новое БРЭО, которое существенно улучшило точностные характеристики навигации и боевого применения, и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полет выполнил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 декабря 1973 года. Серийное производство - с 1974 по 1977 год.

Су-17М2Д - Единичный экземпляр. Вариант Су-17М2 с двигателем типа Р29-300, который устанавливался на МиГ-23. Был разработан по заданию МАП в 1974 году. Первый полет на этом самолете 31 января 1975 года выполнил летчик-испытатель ОКБ А.Н. Исаков. ВВС отказались от этого варианта, и он был утвержден для поставок на экспорт.

Су-17М3 - Создан на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Имел новое прицельно-пилотажное оборудование и две дополнительные точки подвески для ракет класса «воздух-воздух». Первый полет выполнил заводской летчик-испытатель С.В. Пырков 30 июня 1976 года. На 1985 год самолеты обладали высшей наработкой на отказ в 145 часов. Серийное производство велось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1976 по 1981 год.

Су-17М4 - Финальный вариант. Изменен состав БРЭО. Воздухозаборник сделан нерегулируемым, что ограничило сверхзвуковую скорость до числа М=1,7. Установлен характерный дополнительный воздухозаборник системы кондиционирования воздуха в основании киля. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Ю. А. Егоров 19 июня 1980 года. Серийное производство было развернуто в 1981 году и с перерывами продолжалось до 1988 года.

Су-17УМ - Первый двухместный учебно-боевой вариант. Скошенная носовая часть предоставляла пилоту улучшенный обзор. Установлены унифицированные катапультные кресла К-36Д. Стрелковое вооружение - 1 пушка НР-30. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ В. А. Кречетов 15 августа 1975 года. Серийное производство спарок осуществлялось с 1976 по 1982 год.

Су-17УМ3 - Двухместный учебно-боевой вариант, БРЭО которого унифицировано с Су-17М3. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Ю. А. Егоров 21 сентября 1978 года. Серийное производство начато в 1978 году, и продолжалось вплоть до 1990 года.

Су-20 - Экспортный Су-17М. Имел упрощенное БРЭО и меньшую номенклатуру вооружения. Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ А.Н. Исаков 15 декабря 1972 года. Серийное производство осуществлялось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1972 по 1975 год.

Су-20Р Су-20 74 и 76 серий, доработанный под несение контейнеров БРЭО в Польше.

Су-22 - Экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Серийный выпуск был организован в 1977-1978 годах.

Су-22М - Экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и БРЭО от Су-17М2 (ЛД «Фон»). Первый полет выполнил летчик-испытатель ОКБ Е. С. Соловьев 24 мая 1977 года. Выпускался с 1978 по 1984 год.

Су-22М3 - Экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и оригинальным БРЭО (ЛДиП «Клен-ПС»). Выпускался малой серией в 1982-1983 годах.

Су-22М4 - Экспортный Су-17М4. Выпускался с 1983 по 1990 год.

Су-22У - Экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полет выполнил летчик-испытатель Е. С. Соловьев 22 декабря 1976 года. Серийное производство спарок осуществлялось с 1976 по 1982 год.

Су-22УМ3 - Экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300 и оригинальным БРЭО (ЛДиП «Клен-ПС»). Серийный выпуск был организован в 1983-1984 годах.

Су-22УМ3К - Экспортный Су-17УМ3 с оригинальным двигателем АЛ-21Ф-3 и оригинальным БРЭО. Серийное производство начато в 1984 году, и продолжалось вплоть до 1990 года.

... читать ещё >
Новости и события
Произошел воздушный бой в заливе Сидра
Воздушный бой между истребителями ВМС США и ВВС Ливии в заливе Сидра произошел 19 августа 1989 года. Американо-ливийские отношения в 1980-х годах отличались крайней напряженностью. В августе 1981 года американскими самолетами были сбиты два ливийских истребителя Су-22, выполнявших облет авианосцев ВМС США у берегов Ливии.

Истребитель-Бомбардировщик «Су-22»
 

Истребитель Су-22 - истребитель-бомбардировщик, разработанный в средине 70-х годов, является экспортным вариантом Су-17. Первый советский самолет с крылом изменяемой стреловидности. Состоял на вооружении ВВС СССР и России, применялся в ряде вооруженных конфликтов. Серийный выпуск производился на авиазаводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Производство продолжалось до 1990 года, всего произведено 2 867 самолетов всех модификаций.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.