Броненосец Князь Потёмкин-Таврический

Князь Потёмкин-Таврический - броненосец Черноморского флота России. Судно имело полубак, увеличенную высоту надводного борта и усиленную защиту орудий среднего калибра. На корабле впервые использовано централизованное управление артиллерийским огнем, оно осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Также, Потемкин стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Назван в честь князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Входил в состав 2-й бригады ЛК и участвовал в боевых действиях. После затопления в строй не вводился. В 1923 году разобран на металл. Части корабля хранятся в трех музеях России.

Технические характеристики броненосца Князь Потёмкин-Таврический

Технические характеристики броненосца Князь Потёмкин-Таврический

     Основные характеристики.

Водоизмещение: 12 900 т

Длина 115,4 м

Ширина 22,2 м

Осадка 8,4 м

Бронирование. Пояс крупповской брони
- в средней части 229 мм,
- в оконечностях - 178 мм,
- каземат - 127 мм,
- палуба - 38…63 мм
- башни главного калибра - 254 мм
- рубка - 229 мм

Двигатели:
- 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
- 22 котла Бельвиля

Мощность: 10 600 л. с. (7,8 МВт)

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 16,9 узла (31,3 км/ч)

Дальность плавания: 3600 морских миль

Автономность плавания: 14 суток

Экипаж: 28 офицеров и 788 матросов

     Вооружение.

Артиллерия:
- 2 × 2 × 305-мм орудия
- 16 × 152-мм орудия
- 14 × 75-мм орудия
- 2 × 63-мм орудия
- 6 × 47-мм орудия
- 2 × 37-мм орудия

Минно-торпедное вооружение: 5 × 456-мм торпедных аппарата

История и описание броненосца Князь Потёмкин-Таврический
История и описание броненосца Князь Потёмкин-Таврический

Броненосец Князь Потёмкин-Таврический, ставший сильнейшим в Черноморском флоте, был заложен 10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три Святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива.

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон».

Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить.

С 27 июня по 8 июля 1905 года на броненосце произошло восстание. Одно из заметных событий революции 1905-1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции. В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру «Очаков».

В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе.

5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года - в бою у пролива Босфор в ходе Первой мировой войны.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. Был переименован в Князь Потемкин-Таврический

С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами.

24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и 24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя.

29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА

24 июня 1919 года перешел в руки белогвардейцев.

После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился

В 1924 года прославленный корабль пошел на слом. Часть металла пошла на изготовление сельскохозяйственных орудий, а часть брони - на сверла для буровых скважин Баку. Осталась от броненосца только очень прочная стальная фок-мачта. Ее распилили пополам и установили вместо взорванных в гражданскую войну створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман.

До 1957 года огни фок-мачты с Потемкина показывали кораблям безопасный путь, и в народе их так и называли «потемкинскими огнями». В 1957 года створ сняли, установили новые бетонные знаки, а части мачты броненосца до сих пор бережно хранятся в трех музеях страны: Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее вооруженных сил в Москве и Севастопольском музее Черноморского флота.

     Описание броненосца

Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из шестидесяти 305-мм снарядов. В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия.

Ко времени создания броненосца Потемкин появилась более прочная броня, изготовляемая из чисто стальных плит, которые с наружной стороны подвергались цементации. В результате наружная сторона плиты становилась очень твердой, а внутренняя сторона оставалась вязкой. Применение более прочной брони на новом броненосце позволило получить существенную экономию в массе. Это позволило резко увеличить мощность артиллерийского вооружения на Потемкине.

Командиры броненосца Князь Потёмкин-Таврический
Командиры броненосца Князь Потёмкин-Таврический

Февраль 1918 - прапорщик Лунёв Александр Георгиевич (председатель судового комитета)

1917-1918 - Капитан 1-го ранга Лебединский Алексей Ильич

1916-1917 - Капитан 1-го ранга Ульянов Владимир Фёдорович

1916 - Капитан 1-го ранга Молас Эммануил Сальвадорович

1912-1916 - Капитан 1-го ранга Каськов Митрофан Иванович

1911-1912 - Капитан 1-го ранга Ненюков Дмитрий Всеволодович

1909-1911 - Капитан 1-го ранга Данилевский Александр Александрович

1906-1909 - Капитан 1-го ранга Акимов Сергей Николаевич

1906 - Капитан 1-го ранга Эбергард Андрей Августович

1905-1906 - Капитан 1-го ранга Матюхин Николай Ефимович

Июль 1905 - Врид лейтенант Янович Андрей Александрович

Июнь 1905 - Судовой комитет, командир прапорщик запаса Алексеев Д. П.

1903-1905 - Капитан 1-го ранга Голиков Евгений Николаевич

1901-1903 - Капитан 1-го ранга Тихменёв Иван Петрович

1899-1901 - Капитан 1-го ранга Баль Митрофан Яковлевич

1898-1899 - Капитан 1-го ранга Дьяченко Валентин Елисеевич

Броненосец Князь Потёмкин-Таврический

1

Князь Потёмкин-Таврический - броненосец Черноморского флота России. Судно имело полубак, увеличенную высоту надводного борта и усиленную защиту орудий среднего калибра. На корабле впервые использовано централизованное управление артиллерийским огнем, оно осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Также, Потемкин стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Назван в честь князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Входил в состав 2-й бригады ЛК и участвовал в боевых действиях. После затопления в строй не вводился. В 1923 году разобран на металл. Части корабля хранятся в трех музеях России.

Технические характеристики броненосца Князь Потёмкин-Таврический

Технические характеристики броненосца Князь Потёмкин-Таврический

     Основные характеристики.

Водоизмещение: 12 900 т

Длина 115,4 м

Ширина 22,2 м

Осадка 8,4 м

Бронирование. Пояс крупповской брони
- в средней части 229 мм,
- в оконечностях - 178 мм,
- каземат - 127 мм,
- палуба - 38…63 мм
- башни главного калибра - 254 мм
- рубка - 229 мм

Двигатели:
- 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
- 22 котла Бельвиля

Мощность: 10 600 л. с. (7,8 МВт)

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 16,9 узла (31,3 км/ч)

Дальность плавания: 3600 морских миль

Автономность плавания: 14 суток

Экипаж: 28 офицеров и 788 матросов

     Вооружение.

Артиллерия:
- 2 × 2 × 305-мм орудия
- 16 × 152-мм орудия
- 14 × 75-мм орудия
- 2 × 63-мм орудия
- 6 × 47-мм орудия
- 2 × 37-мм орудия

Минно-торпедное вооружение: 5 × 456-мм торпедных аппарата

История и описание броненосца Князь Потёмкин-Таврический
История и описание броненосца Князь Потёмкин-Таврический

Броненосец Князь Потёмкин-Таврический, ставший сильнейшим в Черноморском флоте, был заложен 10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три Святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива.

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон».

Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить.

С 27 июня по 8 июля 1905 года на броненосце произошло восстание. Одно из заметных событий революции 1905-1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции. В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру «Очаков».

В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе.

5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года - в бою у пролива Босфор в ходе Первой мировой войны.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. Был переименован в Князь Потемкин-Таврический

С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами.

24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и 24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя.

29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА

24 июня 1919 года перешел в руки белогвардейцев.

После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился

В 1924 года прославленный корабль пошел на слом. Часть металла пошла на изготовление сельскохозяйственных орудий, а часть брони - на сверла для буровых скважин Баку. Осталась от броненосца только очень прочная стальная фок-мачта. Ее распилили пополам и установили вместо взорванных в гражданскую войну створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман.

До 1957 года огни фок-мачты с Потемкина показывали кораблям безопасный путь, и в народе их так и называли «потемкинскими огнями». В 1957 года створ сняли, установили новые бетонные знаки, а части мачты броненосца до сих пор бережно хранятся в трех музеях страны: Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее вооруженных сил в Москве и Севастопольском музее Черноморского флота.

     Описание броненосца

Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из шестидесяти 305-мм снарядов. В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия.

Ко времени создания броненосца Потемкин появилась более прочная броня, изготовляемая из чисто стальных плит, которые с наружной стороны подвергались цементации. В результате наружная сторона плиты становилась очень твердой, а внутренняя сторона оставалась вязкой. Применение более прочной брони на новом броненосце позволило получить существенную экономию в массе. Это позволило резко увеличить мощность артиллерийского вооружения на Потемкине.

Командиры броненосца Князь Потёмкин-Таврический
Командиры броненосца Князь Потёмкин-Таврический

Февраль 1918 - прапорщик Лунёв Александр Георгиевич (председатель судового комитета)

1917-1918 - Капитан 1-го ранга Лебединский Алексей Ильич

1916-1917 - Капитан 1-го ранга Ульянов Владимир Фёдорович

1916 - Капитан 1-го ранга Молас Эммануил Сальвадорович

1912-1916 - Капитан 1-го ранга Каськов Митрофан Иванович

1911-1912 - Капитан 1-го ранга Ненюков Дмитрий Всеволодович

1909-1911 - Капитан 1-го ранга Данилевский Александр Александрович

1906-1909 - Капитан 1-го ранга Акимов Сергей Николаевич

1906 - Капитан 1-го ранга Эбергард Андрей Августович

1905-1906 - Капитан 1-го ранга Матюхин Николай Ефимович

Июль 1905 - Врид лейтенант Янович Андрей Александрович

Июнь 1905 - Судовой комитет, командир прапорщик запаса Алексеев Д. П.

1903-1905 - Капитан 1-го ранга Голиков Евгений Николаевич

1901-1903 - Капитан 1-го ранга Тихменёв Иван Петрович

1899-1901 - Капитан 1-го ранга Баль Митрофан Яковлевич

1898-1899 - Капитан 1-го ранга Дьяченко Валентин Елисеевич

... читать ещё >

Эскадренный броненосец Петропавловск
 

Эскадренный броненосец «Петропавловск» - броненосец Российского императорского флота типа «Полтава» времён русско-японской войны. Являлся флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры. Был хорошо сбалансированным с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости, мореходности. На момент спуска на воду он являлся одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что «Петропавловск» вступил в строй одновременно с более современными кораблями. Создание броненосца было в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала и новейшие достижения в технике и имела немало уже устаревших элементов. После достройки корабль имел чёрный корпус, белые надстройки и палевые дымовые трубы. В дальнейшем окраска неоднократно менялась. Порт приписки - город Кронштадт.
(1879-1907)

Матюшенко Афанасий Николаевич
 

Матрос Черноморского флота. Один из руководителей восстания команды на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года. Председатель судового комитета и его исполкома.
(1877-1905)

Вакуленчук Григорий Никитич
 

Артиллерийский унтер-офицер Черноморского флота. Организатор и первый предводитель восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Возглавлял социал-демократическую организацию на броненосце.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.