Броненосец береговой обороны Генерал-адмирал Апраксин

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» Российского императорского, и в последствии Японского императорского флотов. В русском флоте назывался в честь генерала Федора Апраксина. В японском флоте был назван в честь города Окиносима. Построен в рамках программы усиленного судостроения, принятой в 1890 году, по проекту броненосца «Адмирал Ушаков», став третьим кораблём этого типа. По тактико-техническим элементам корабль имел ряд преимуществ перед кораблями своего класса других стран, обусловленных выгодным сочетанием калибра главной артиллерии, системы ее размещения и защиты. В условиях Балтики «Апраксин» полностью удовлетворял своему назначению, а его вступление в строй имело особое значение в связи с необходимостью освоения башенных электрических приводов, принятых уже для будущих моделей эскадренных броненосцев.

Технические характеристики броненосца Апраксин

Технические характеристики броненосца Апраксин

Класс и тип судна: Броненосец береговой обороны

Порт приписки: Санкт-Петербург

Балтийский флот, Вторая Тихоокеанская эскадра

Изготовитель: Адмиралтейские верфи

     Основные характеристики.

Водоизмещение: 4648 тонн

Длина: 86,4 м

Ширина: 15,9 м

Осадка: 5,7 м

Бронирование:
- пояс гарвеевской брони 203-216 мм
- траверзы 203 и 152 мм
- башни 178/38 мм
- барбеты 152 мм
- рубка 178 мм
- палуба 25 мм над поясом и 51 мм в оконечностях

Двигатели:
- 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
- 4 огнетрубных котла

Мощность: 5769 л. с. (4,2 МВт)

Движитель: 2

Скорость хода: 15,2 узла

Дальность плавания: 3400 морских миль

Экипаж: 18 офицеров и 400 матросов

     Вооружение.

Артиллерия:
- 3 × 254/45
- 4 × 120/45
- 10 × 47/43
- 12 × 37/23
- 2 × 64/19

Минно-торпедное вооружение: 4 надводных 381-мм торпедных аппарата

Описание броненосца Апраксин

Описание броненосца Апраксин

     Корпус.

Клепаный корпус корабля оснащен водонепроницаемыми переборками, доходившими до броневой палубы, подразделялся на 15 главных отсеков. На протяжении 15-59 шпангоутов имелось двойное дно. Штевни, рулевая рама и кронштейны гребных валов были отлиты на Обуховском заводе. Водоотливная система, включавшая магистральную трубу диаметром 457 мм, выполнялась на Адмиралтейских Ижорских заводах.

Броненосец был выкрашен согласно принятых для Балтики правил:

- черной масляной краской - снаружи, с покрытием бортов корпуса и спардека
- белой краской - башни, мостики, рубки, шлюпки, мачты и вентиляционные трубы
- бледно-желтой с широкой черной каймой наверху - дымовые трубы

     Бронирование.

Броневая защита состояла из главного броневого пояса по ватерлинии длиной 53,6 метра и шириной 2,1 метра из «гарвеированных» плит толщиной в верхней части 216 мм и 165 мм. Бронированная цитадель замыкалась носовым и кормовым траверзами, а сверху защищалась 38-мм броневой палубой.

Под защитой цитадели помещались главные механизмы и погреба боезапаса. Носовая и кормовая оконечности были частично защищены карапасной палубой суммарной толщиной от 38 до 64 мм. Боевая рубка образовывалась двумя 178-мм броневыми плитами с входом в нее через люк в палубе из спардека. Основания орудий крупного калибра бронировались 152-мм плитами.

     Энергетическая установка и ходовые качества.

Броненосец располагал двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения проектной мощностью по 2500 л. с. каждая при частоте вращения вала 127 об/мин с тремя цилиндрами диаметром 787, 1172, 1723 мм соответственно при ходе поршня 839 мм. Машины вращали два бронзовых трехлопастных гребных винта диаметром по 3,96 метра со съемными лопастями. Масса машин, валов и винтов достигала 238 тонн.

Также использовались четыре двухконечных цилиндрических котла, которые помещались по два в двух кочегарных отделениях. Котлы имели 24 волнистые стальные топки системы Фокса и 2176 стальных дымогарных трубок. Рабочее давление пара составляло 9,1 атмосфер, общая площадь колосниковой решетки 45,6 м2, полная нагревательная поверхность 1272 метров. Котлы, дымовые и паровые трубы с оборудованием кочегарок весили 272 тонны. В состав каждой машинно-котельной установки входили опреснительные холодильники, испарители и так далее.

Находящаяся в машинном отделении, двухцилиндровая паровая помпа Вортингтона обеспечивала питание котлов водой. Там же имелись два воздушных насоса диаметром по 711 мм, две центробежные циркуляционные помпы диаметром 991 мм производительностью по 600 тонн воды в час, два главных холодильника с латунными трубками для конденсации отработавшего пара, вспомогательный холодильник, цистерны питательной воды, два опреснителя производительностью 30 тонн пресной воды в сутки и 76-мм ручная помпа. Две паровые помпы системы Вортингтона, помещенные в машинном отделении, применялись для откачки воды из трюмов и для питания пожарной магистрали.

     Электрооборудование.

Корабль располагал пятью паровыми динамо-машинами постоянного тока, каждая из которых обслуживала определенных потребителей: системы вентиляции, лебедки элеваторов орудий, палубное освещение. Большинство динамо-машин было установлено под защитой брони в носовом и кормовом подбашенных отделениях и только одна - на верхней палубе в спардеке. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции в кормовом подбашенном отделении. Одна динамо-машина оставалась в резерве.

     Водоотливная система.

Её основой была магистральная труба диаметром 457 мм, проложенная поверх второго дна по всему кораблю в середине корпуса. Во все междудонные отделения и отсеки ниже броневой палубы были проведены отростки от этой трубы. Откачку воды осуществляли шесть турбин мощностью 250 тонн воды в час, которые находились непосредственно у трубы, с приводами от трехцилиндровых паровых машин системы Бродерхуда, располагавшихся на нижней палубе. Также на корабле использовались два паровых эжектора системы Фридмана и четыре помпы системы «Стоун и К°». Насосы системы Шанд–Месона питали главную пожарную магистраль, а ее отростки были снабжены брезентовыми и резиновыми рукавами.

     Система вентиляции.

Система вентиляции кочегарных и машинного отделений состояла из пяти мощных вдувных вентиляторов. Машинное отделение вентилировалось через горловину в полной грот-мачте, а кочегарные - через четыре вентиляционные трубы, выведенные наверх в районе мостика. Система общесудовой вентиляции представляла собой магистральные вентиляционные трубы, которые были проложены под верхней палубой, с отростками в вентилируемые помещения диаметром 76 и 152 мм.

     Рулевое управление.

Обеспечивалось паровой рулевой машиной системы «Стопфер Люкдо» с приводом к трем штурвалам. Один привод, как основной, был установлен в боевой рубке, два - на правом и левом крыльях мостика. При помощи бесконечных цепей Галля тяги штурвалов соединялись с золотниками рулевой машины. Позднее данные цепи были заменены на стальные штурттросы в связи с их сильным вытягиванием. Ручной штурвал с тремя деревянными колесами размещался в рулевом отделении. Броненосец имел два становых и запасной якоря системы Мартина массой по 3,18 тонны при длине якорь-цепей 200 и 150 саженей соответственно.

     Экипаж и обитаемость.

Экипаж корабля согласно данных 1899 года насчитывал 18 чинов офицерского звания и 400 нижних чинов. Командир корабля размещался в обширной каюте, состоявшей из прихожей, кабинета, спальни и ванной комнаты с санузлом. Также отдельной каютой располагали старший офицер, ревизор, старший судовой механик и корабельный священник. Остальной командный состав обитал в одноместных и двухместных каютах. Кают-компания с пианино, книжным шкафом и мягкими креслами всегда была доступна офицерам корабля.

Унтер-офицеры и матросы размещались на подвесных койках в спардеке, во втором отделении жилой палубы и в коридорах третьего отделения. Для приема пищи использовались подвесные столы, для хранения матросских чемоданов - деревянные рундуки по бортам. Недостатками обитаемости данного типа корабля считаются отсутствие бани, очень малое количество скамеек и общая стеснённость.

     Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование.

Шесть магнитных компасов, механические и ручные лаги, секстанты и хронометры составляли основу средств кораблевождения. Над боевой рубкой на специальной деревянной площадке с медным леерным ограждением находился главный носовой компас, на высокой площадке позади кормовой трубы - главный кормовой, впереди боевой рубки в ограждении из съемных деревянных щитов - путевой.

Впереди штурвала в боевой рубке был размещен боевой компас, у штурвала на левом мостике - еще один, в рулевом отделении - последний. На броненосцы были установлены 20 телефонов системы Колбасьева, 16 колоколов громкого боя и 16 медных переговорных труб обеспечивали внутрикорабельную связь. Средства связи с другими кораблями включали флаги военно-морского свода сигналов и ручной семафор. Немного позже к ним добавились механический семафор, сигнальные цветные фонари системы Табулевича.

     Командиры броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин».

     Российский императорский флот.

Н. А. Римский- Корсаков, капитан 1-го ранга - 13.06.1896-1898.06.12

Д. Д. Всеволожский, капитан 1-го ранга - 06.12.1898-1899.25.01

В. В.фон Линдестрем, капитан 2-го ранга - 25.01.1899-1902.07.01

А. С. Загорянский-Кисель, капитан 1-го ранга - 07.01.1902-1903.06.04

Н. Г. Лишин, капитан 1-го ранга - 06.04.1903-1905.15.05

     Японский императорский флот.

Уэмура Цунэкити

Гитаро Исии

С. Хидэсима

Юдзабуро Усиба

Тэруфуки Хори

Хироси Фурукава


20 мая 1895 года, в рамках программы усиленного судостроения, на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге был заложен броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Строительство нового корабля Российского императорского флота велось по проекту броненосца «Адмирал Ушаков», став третьим кораблём этого типа.

30 апреля 1896 года состоялся спуск на воду броненосца броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин».

14 августа 1899 года «Генерал-адмирал Апраксин» вышел в море для перехода в Копенгаген. Северный ветер предвещал штормовое плавание. Машина работала исправно, обеспечив среднюю скорость 11,12 узла при введенных в действие двух котлах.

22 августа 1899 года в датскую столицу прибыл на яхте «Штандарт» Николай II с семейством. Стоянка «Апраксина» в столице дружественной державы ознаменовалась многочисленными приемами и визитами. Унтер-офицеров и матросов регулярно увольняли на берег, а офицеров король Дании по традиции наградил орденом Даннеброга.

12 ноября 1899 года «Апраксин» вышел из Кронштадта на зимовку в Либаву и в 3 часа ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности острова Гогланд. Наибольшая пробоина площадью около 28 м2 оказалась в днище, через которую в носовые отделения хлынула вода. Вскоре из-за недостаточной герметичности главной переборки, а также пастила второго дна затопило и носовое котельное отделение.

10 декабря 1899 года вице-адмирал Диков и исполняющий обязанности главного инспектора минного дела контр-адмирал Остолецкий предложили связать Гогланд с материком с помощью «телеграфа без проводов», изобретенного Поповым. Управляющий министерством в тот же день наложил на доклад резолюцию: «Попробовать можно, согласен...».

На место работ с комплектами радиостанций вскоре направились сам А.С.Попов, его помощник П.Н. Рыбкин, капитан 2-го ранга Г.И. Залевский и лейтенант А.А. Реммерт. На Гогланде и на острове Кутсало у Котки начали сооружение мачт для установки антенн. Известия о положении корабля с острова Гогланд передавались по радио на ближайшую телеграфную станцию и затем дальше.

11 апреля 1900 года, после успешного окончания подрывных работ, удалось снять броненосец с камней. В операции участвовал ледокол «Ермак». Водолазы просверлили в камне отверстия для закладки в них динамитные патроны. Сверление оказалось весьма нелегким делом. За 10 ч удалось проделать одно отверстие глубиной 50 см, в которое водолаз затем заложил динамит.

13 апреля 1900 года по проложенному «Ермаком» каналу «Апраксин» перешел в гавань у Гогланда. Затем броненосец в сопровождении крейсера «Азия» и двух спасательных пароходов Ревельского общества прибыл в Кронштадт, где вскоре был поставлен на ремонт в Константиновском доке.

2 февраля 1905 года «Генерал-адмирал Апраксин» в составе Отдельного отряда 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова вышел из Либавы на Дальний Восток. Вместе с отрядом броненосец совершил длительный переход к Цусимскому проливу, где в составе Второй Тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении.

14 мая 1905 года «Генерал-адмирал Апраксин», в ходе первой фазы Цусимского сражения оказал упорное сопротивление японцами. В боевом строю 3-го броненосного отряда корабль шел вторым мателотом - в кильватер флагманскому броненосцу контр-адмирала Н.И. Небогатова «Император Николай I».

15 мая 1905 года отряд Небогатова был окружен превосходящими силами противника. Офицеры и команда броненосца были готовы сражаться. Комендор Петелкин даже успел произвести пристрелочный выстрел из 120-мм пушки, но нового боя не произошло. Адмирал сдался противнику. Его примеру, следуя сигналу, последовал и командир «Апраксина».

Броненосец перешел в японский императорский флот. Быстро введенный в строй и переименованный в «Окиносима» корабль участвовал в захвате Сахалина японскими войсками. После войны его приписали к Сасебо в качестве учебного корабля. В начале Первой мировой войны его использовали для участия в захвате Циндао, и затем до 1915 года он выполнял дозорные функции, а позднее был частично разоружён и использовался как плавказарма для кадетов. Из списков «Окиносима» вычеркнули в 1926 году. Затем он был блокшивом и в 1939 году разобран на металл.

Броненосец береговой обороны Генерал-адмирал Апраксин

2
Новости и события

30.04.1896 Спущен на воду броненосец «Генерал-адмирал Апраксин»

На Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге 30 апреля 1896 года состоялся спуск на воду броненосца броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Строительство нового корабля Российского императорского флота велось по проекту броненосца «Адмирал Ушаков». Он стал третьим кораблём этого типа. По тактико-техническим элементам корабль имел ряд преимуществ перед кораблями своего класса других стран, обусловленных выгодным сочетанием калибра главной артиллерии, системы ее размещения и защиты.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» Российского императорского, и в последствии Японского императорского флотов. В русском флоте назывался в честь генерала Федора Апраксина. В японском флоте был назван в честь города Окиносима. Построен в рамках программы усиленного судостроения, принятой в 1890 году, по проекту броненосца «Адмирал Ушаков», став третьим кораблём этого типа. По тактико-техническим элементам корабль имел ряд преимуществ перед кораблями своего класса других стран, обусловленных выгодным сочетанием калибра главной артиллерии, системы ее размещения и защиты. В условиях Балтики «Апраксин» полностью удовлетворял своему назначению, а его вступление в строй имело особое значение в связи с необходимостью освоения башенных электрических приводов, принятых уже для будущих моделей эскадренных броненосцев.

Технические характеристики броненосца Апраксин

Технические характеристики броненосца Апраксин

Класс и тип судна: Броненосец береговой обороны

Порт приписки: Санкт-Петербург

Балтийский флот, Вторая Тихоокеанская эскадра

Изготовитель: Адмиралтейские верфи

     Основные характеристики.

Водоизмещение: 4648 тонн

Длина: 86,4 м

Ширина: 15,9 м

Осадка: 5,7 м

Бронирование:
- пояс гарвеевской брони 203-216 мм
- траверзы 203 и 152 мм
- башни 178/38 мм
- барбеты 152 мм
- рубка 178 мм
- палуба 25 мм над поясом и 51 мм в оконечностях

Двигатели:
- 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
- 4 огнетрубных котла

Мощность: 5769 л. с. (4,2 МВт)

Движитель: 2

Скорость хода: 15,2 узла

Дальность плавания: 3400 морских миль

Экипаж: 18 офицеров и 400 матросов

     Вооружение.

Артиллерия:
- 3 × 254/45
- 4 × 120/45
- 10 × 47/43
- 12 × 37/23
- 2 × 64/19

Минно-торпедное вооружение: 4 надводных 381-мм торпедных аппарата

Описание броненосца Апраксин

Описание броненосца Апраксин

     Корпус.

Клепаный корпус корабля оснащен водонепроницаемыми переборками, доходившими до броневой палубы, подразделялся на 15 главных отсеков. На протяжении 15-59 шпангоутов имелось двойное дно. Штевни, рулевая рама и кронштейны гребных валов были отлиты на Обуховском заводе. Водоотливная система, включавшая магистральную трубу диаметром 457 мм, выполнялась на Адмиралтейских Ижорских заводах.

Броненосец был выкрашен согласно принятых для Балтики правил:

- черной масляной краской - снаружи, с покрытием бортов корпуса и спардека
- белой краской - башни, мостики, рубки, шлюпки, мачты и вентиляционные трубы
- бледно-желтой с широкой черной каймой наверху - дымовые трубы

     Бронирование.

Броневая защита состояла из главного броневого пояса по ватерлинии длиной 53,6 метра и шириной 2,1 метра из «гарвеированных» плит толщиной в верхней части 216 мм и 165 мм. Бронированная цитадель замыкалась носовым и кормовым траверзами, а сверху защищалась 38-мм броневой палубой.

Под защитой цитадели помещались главные механизмы и погреба боезапаса. Носовая и кормовая оконечности были частично защищены карапасной палубой суммарной толщиной от 38 до 64 мм. Боевая рубка образовывалась двумя 178-мм броневыми плитами с входом в нее через люк в палубе из спардека. Основания орудий крупного калибра бронировались 152-мм плитами.

     Энергетическая установка и ходовые качества.

Броненосец располагал двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения проектной мощностью по 2500 л. с. каждая при частоте вращения вала 127 об/мин с тремя цилиндрами диаметром 787, 1172, 1723 мм соответственно при ходе поршня 839 мм. Машины вращали два бронзовых трехлопастных гребных винта диаметром по 3,96 метра со съемными лопастями. Масса машин, валов и винтов достигала 238 тонн.

Также использовались четыре двухконечных цилиндрических котла, которые помещались по два в двух кочегарных отделениях. Котлы имели 24 волнистые стальные топки системы Фокса и 2176 стальных дымогарных трубок. Рабочее давление пара составляло 9,1 атмосфер, общая площадь колосниковой решетки 45,6 м2, полная нагревательная поверхность 1272 метров. Котлы, дымовые и паровые трубы с оборудованием кочегарок весили 272 тонны. В состав каждой машинно-котельной установки входили опреснительные холодильники, испарители и так далее.

Находящаяся в машинном отделении, двухцилиндровая паровая помпа Вортингтона обеспечивала питание котлов водой. Там же имелись два воздушных насоса диаметром по 711 мм, две центробежные циркуляционные помпы диаметром 991 мм производительностью по 600 тонн воды в час, два главных холодильника с латунными трубками для конденсации отработавшего пара, вспомогательный холодильник, цистерны питательной воды, два опреснителя производительностью 30 тонн пресной воды в сутки и 76-мм ручная помпа. Две паровые помпы системы Вортингтона, помещенные в машинном отделении, применялись для откачки воды из трюмов и для питания пожарной магистрали.

     Электрооборудование.

Корабль располагал пятью паровыми динамо-машинами постоянного тока, каждая из которых обслуживала определенных потребителей: системы вентиляции, лебедки элеваторов орудий, палубное освещение. Большинство динамо-машин было установлено под защитой брони в носовом и кормовом подбашенных отделениях и только одна - на верхней палубе в спардеке. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции в кормовом подбашенном отделении. Одна динамо-машина оставалась в резерве.

     Водоотливная система.

Её основой была магистральная труба диаметром 457 мм, проложенная поверх второго дна по всему кораблю в середине корпуса. Во все междудонные отделения и отсеки ниже броневой палубы были проведены отростки от этой трубы. Откачку воды осуществляли шесть турбин мощностью 250 тонн воды в час, которые находились непосредственно у трубы, с приводами от трехцилиндровых паровых машин системы Бродерхуда, располагавшихся на нижней палубе. Также на корабле использовались два паровых эжектора системы Фридмана и четыре помпы системы «Стоун и К°». Насосы системы Шанд–Месона питали главную пожарную магистраль, а ее отростки были снабжены брезентовыми и резиновыми рукавами.

     Система вентиляции.

Система вентиляции кочегарных и машинного отделений состояла из пяти мощных вдувных вентиляторов. Машинное отделение вентилировалось через горловину в полной грот-мачте, а кочегарные - через четыре вентиляционные трубы, выведенные наверх в районе мостика. Система общесудовой вентиляции представляла собой магистральные вентиляционные трубы, которые были проложены под верхней палубой, с отростками в вентилируемые помещения диаметром 76 и 152 мм.

     Рулевое управление.

Обеспечивалось паровой рулевой машиной системы «Стопфер Люкдо» с приводом к трем штурвалам. Один привод, как основной, был установлен в боевой рубке, два - на правом и левом крыльях мостика. При помощи бесконечных цепей Галля тяги штурвалов соединялись с золотниками рулевой машины. Позднее данные цепи были заменены на стальные штурттросы в связи с их сильным вытягиванием. Ручной штурвал с тремя деревянными колесами размещался в рулевом отделении. Броненосец имел два становых и запасной якоря системы Мартина массой по 3,18 тонны при длине якорь-цепей 200 и 150 саженей соответственно.

     Экипаж и обитаемость.

Экипаж корабля согласно данных 1899 года насчитывал 18 чинов офицерского звания и 400 нижних чинов. Командир корабля размещался в обширной каюте, состоявшей из прихожей, кабинета, спальни и ванной комнаты с санузлом. Также отдельной каютой располагали старший офицер, ревизор, старший судовой механик и корабельный священник. Остальной командный состав обитал в одноместных и двухместных каютах. Кают-компания с пианино, книжным шкафом и мягкими креслами всегда была доступна офицерам корабля.

Унтер-офицеры и матросы размещались на подвесных койках в спардеке, во втором отделении жилой палубы и в коридорах третьего отделения. Для приема пищи использовались подвесные столы, для хранения матросских чемоданов - деревянные рундуки по бортам. Недостатками обитаемости данного типа корабля считаются отсутствие бани, очень малое количество скамеек и общая стеснённость.

     Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование.

Шесть магнитных компасов, механические и ручные лаги, секстанты и хронометры составляли основу средств кораблевождения. Над боевой рубкой на специальной деревянной площадке с медным леерным ограждением находился главный носовой компас, на высокой площадке позади кормовой трубы - главный кормовой, впереди боевой рубки в ограждении из съемных деревянных щитов - путевой.

Впереди штурвала в боевой рубке был размещен боевой компас, у штурвала на левом мостике - еще один, в рулевом отделении - последний. На броненосцы были установлены 20 телефонов системы Колбасьева, 16 колоколов громкого боя и 16 медных переговорных труб обеспечивали внутрикорабельную связь. Средства связи с другими кораблями включали флаги военно-морского свода сигналов и ручной семафор. Немного позже к ним добавились механический семафор, сигнальные цветные фонари системы Табулевича.

     Командиры броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин».

     Российский императорский флот.

Н. А. Римский- Корсаков, капитан 1-го ранга - 13.06.1896-1898.06.12

Д. Д. Всеволожский, капитан 1-го ранга - 06.12.1898-1899.25.01

В. В.фон Линдестрем, капитан 2-го ранга - 25.01.1899-1902.07.01

А. С. Загорянский-Кисель, капитан 1-го ранга - 07.01.1902-1903.06.04

Н. Г. Лишин, капитан 1-го ранга - 06.04.1903-1905.15.05

     Японский императорский флот.

Уэмура Цунэкити

Гитаро Исии

С. Хидэсима

Юдзабуро Усиба

Тэруфуки Хори

Хироси Фурукава


20 мая 1895 года, в рамках программы усиленного судостроения, на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге был заложен броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Строительство нового корабля Российского императорского флота велось по проекту броненосца «Адмирал Ушаков», став третьим кораблём этого типа.

30 апреля 1896 года состоялся спуск на воду броненосца броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин».

14 августа 1899 года «Генерал-адмирал Апраксин» вышел в море для перехода в Копенгаген. Северный ветер предвещал штормовое плавание. Машина работала исправно, обеспечив среднюю скорость 11,12 узла при введенных в действие двух котлах.

22 августа 1899 года в датскую столицу прибыл на яхте «Штандарт» Николай II с семейством. Стоянка «Апраксина» в столице дружественной державы ознаменовалась многочисленными приемами и визитами. Унтер-офицеров и матросов регулярно увольняли на берег, а офицеров король Дании по традиции наградил орденом Даннеброга.

12 ноября 1899 года «Апраксин» вышел из Кронштадта на зимовку в Либаву и в 3 часа ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности острова Гогланд. Наибольшая пробоина площадью около 28 м2 оказалась в днище, через которую в носовые отделения хлынула вода. Вскоре из-за недостаточной герметичности главной переборки, а также пастила второго дна затопило и носовое котельное отделение.

10 декабря 1899 года вице-адмирал Диков и исполняющий обязанности главного инспектора минного дела контр-адмирал Остолецкий предложили связать Гогланд с материком с помощью «телеграфа без проводов», изобретенного Поповым. Управляющий министерством в тот же день наложил на доклад резолюцию: «Попробовать можно, согласен...».

На место работ с комплектами радиостанций вскоре направились сам А.С.Попов, его помощник П.Н. Рыбкин, капитан 2-го ранга Г.И. Залевский и лейтенант А.А. Реммерт. На Гогланде и на острове Кутсало у Котки начали сооружение мачт для установки антенн. Известия о положении корабля с острова Гогланд передавались по радио на ближайшую телеграфную станцию и затем дальше.

11 апреля 1900 года, после успешного окончания подрывных работ, удалось снять броненосец с камней. В операции участвовал ледокол «Ермак». Водолазы просверлили в камне отверстия для закладки в них динамитные патроны. Сверление оказалось весьма нелегким делом. За 10 ч удалось проделать одно отверстие глубиной 50 см, в которое водолаз затем заложил динамит.

13 апреля 1900 года по проложенному «Ермаком» каналу «Апраксин» перешел в гавань у Гогланда. Затем броненосец в сопровождении крейсера «Азия» и двух спасательных пароходов Ревельского общества прибыл в Кронштадт, где вскоре был поставлен на ремонт в Константиновском доке.

2 февраля 1905 года «Генерал-адмирал Апраксин» в составе Отдельного отряда 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова вышел из Либавы на Дальний Восток. Вместе с отрядом броненосец совершил длительный переход к Цусимскому проливу, где в составе Второй Тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении.

14 мая 1905 года «Генерал-адмирал Апраксин», в ходе первой фазы Цусимского сражения оказал упорное сопротивление японцами. В боевом строю 3-го броненосного отряда корабль шел вторым мателотом - в кильватер флагманскому броненосцу контр-адмирала Н.И. Небогатова «Император Николай I».

15 мая 1905 года отряд Небогатова был окружен превосходящими силами противника. Офицеры и команда броненосца были готовы сражаться. Комендор Петелкин даже успел произвести пристрелочный выстрел из 120-мм пушки, но нового боя не произошло. Адмирал сдался противнику. Его примеру, следуя сигналу, последовал и командир «Апраксина».

Броненосец перешел в японский императорский флот. Быстро введенный в строй и переименованный в «Окиносима» корабль участвовал в захвате Сахалина японскими войсками. После войны его приписали к Сасебо в качестве учебного корабля. В начале Первой мировой войны его использовали для участия в захвате Циндао, и затем до 1915 года он выполнял дозорные функции, а позднее был частично разоружён и использовался как плавказарма для кадетов. Из списков «Окиносима» вычеркнули в 1926 году. Затем он был блокшивом и в 1939 году разобран на металл.

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.