Бомбардировщик-Ракетоносец «Ту-160»

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец - Ту-160. Введен в эксплуатацию 23 апреля 1987 года. Разработан в конструкторском бюро «Туполев». Является самым крупным и мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире, имеющим наибольшую максимальную взлетную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Среди летчиков получил прозвище «Белый лебедь».

     Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12. На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика-ракетоносца Ту-160м

Тактико-технические характеристики бомбардировщика-ракетоносца Ту-160м

Экипаж: 4 человека

Длина составляет 54,1 м

Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м

Высота составляет 13,1 м

Площадь крыла составляет 232 м²

Тип двигателя: 4×ТРДДФ НК-32 (модернизированный)

Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м


12 марта 2020 года стратегические ракетоносцы Ту-160 выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Атлантического океана, а также Баренцева и Норвежского морей. Продолжительность полета составила более 15 часов, в ходе которых экипажи отработали дозаправку топливом в воздухе. На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали истребители F-16 ВВС Норвегии и Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании. Полет выполнен в соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

2 февраля 2020 года на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова состоялся первый испытательный полет модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М «Игорь Сикорский». Самолет находился в воздухе 34 минуты и поднимался на высоту 1500 метров. Выполнявший полет Ту-160М был создан на базе строевого бомбардировщика. Воздушное судно пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Анри Наскидянца.

28 ноября 2019 года первый глубоко модернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М собран в России. Он передан из производственных цехов на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода имени Горбунова для отработки этапа заводских наземных и летных испытаний. Новая версия самолета существенно увеличит общую эффективность авиационного комплекса при применении по назначению.

23 октября 2019 года Авиагруппа ВКС России в составе двух стратегических ракетоносцев Ту-160 и самолетов военно-транспортной авиации Ил-62 и Ан-124 «Руслан» прибыли ЮАР. Полет проходил в воздушном пространстве над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также Индийского океана. За 13 часов полета летчики преодолели более 11 тысяч км. Во время полета Ту-160 выполнили дозаправку в воздухе. Целью визита является развитие двустороннего военного сотрудничества и отработка вопросов взаимодействия между ВКС России и ВВС ЮАР.

14 августа 2019 года пара российских стратегических ракетоносцев Ту-160 в ходе плановых летно-тактических учений выполнила перелет на аэродром Анадырь. За восемь часов полета экипажи преодолели свыше 6 тысяч км. Учения проходили под руководством командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша.

В ноябре 2016 года на Казанском авиационном заводе начали восстанавливать ключевые технологии для производства стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.

12 августа 2016 года на празднике «Я выбираю небо», прошедшем на аэродроме Куркачи в Татарстане, зрителям был продемонстрирован новейший Ту-160М.

20 ноября 2015 года состоялось первое боевое применение бомбардировщиков Ту-160 в Сирии. удары наносились крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам запрещенной террористической организации Исламского государства. Затем в ходе сирийской кампании бомбардировщик применялся неоднократно.

10 июня 2010 года два Ту-160 установили рекорд полета на дальность. Продолжительность составила 24 часа 24 минуты, при этом дальность полета составила 18 тысяч километров. Максимальный объем топлива при дозаправке составил 50 т.

18 сентября 2008 года оба самолета вылетели с аэродрома Майкетия в Каракасе, а над Норвежским морем впервые за последние годы совершили ночную дозаправку в воздухе от заправщика Ил-78, совершили посадку на базовом аэродроме в Энгельсе, установив рекорд длительности полета на Ту-160. В Венесуэле самолеты совершили учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами в акваториях Атлантического океана и Карибского моря.

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 совершили перелет с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока аэродром Оленегорск в Мурманской области. Полет от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов. На борту самолетов не было ядерного оружия, но имелись учебные ракеты. Это первый в истории России случай использования самолетами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства.

17 августа 2007 года Россия возобновила полеты стратегической авиации в удаленных регионах на постоянной основе.

5 июля 2006 года на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, бортовой номер «19» «Валентин Близнюк», который стал 15-м самолетом данного типа. Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986 году, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний.

18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полета после ремонта двигателя произошла катастрофа, - самолет с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. Ту-160 упал в безлюдном месте в 40 км от аэродрома базирования. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.

1 июня 1987 года в воздух поднялся строевой экипаж. Опытная эксплуатация выявила множество проблем, которые в меру возможностей постепенно решались представителями ОКБ и промышленности. Постепенно надежность самолета была доведена до приемлемого уровня, а затем по этому показателю Ту-160 даже превзошел Ту-16 и значительно опередил Ту-22М3.

12 мая 1987 года состоялся первый вылет с аэродрома экипажа испытателей 

25 апреля 1987 года первая пара Ту-160 приземлилась в украинском городе Прилуки.

В 1989 году завершились государственные испытания Ту-160.

6 октября 1984 года второй экземпляр ТУ-160 - Машина «70-03», поднялся в воздух. На этом самолете уже установили штатное оборудование, был облагорожен планер. Всего было построено 8 самолетов двух опытных серий. Первый этап заводских и госиспытаний проводился на базе ОКБ в ЛИИ, затем испытания перенесли в НИИ ВВС в Ахтубинске, где с борта отрабатывалось практическое применение ракет Х-55.

18 декабря 1981 года состоялся первый полет самолета Ту-160, причем по личной инициативе летчика-испытателя Бориса Веремея в задании была всего лишь скоростная пробежка. Полет по кругу прошел успешно. В дальнейшем эта машина несколько лет использовалась для летных испытаний различного характера.

В конце 1977 года утвержден эскизный проект и началась постройка первых машин. Всего работами по Ту-160 в СССР занималось около 800 предприятий и организаций различного профиля. Огромный вклад внесли ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ, объединения «Труд», «Радуга», «Электроавтоматика», МИЭА и другие отраслевые институты и предприятия.

В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого «изделие 200» и ОКБ Мясищева М-18. Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Члены комиссии поручили разработку стратегического самолета-носителя туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать данному ОКБ.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Ту-160

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Ту-160

     Технические характеристики:

Экипаж: 4 человека

Длина: 54,1 м

Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м

Высота: 13,1 м

Площадь крыла: 232 м2

Масса пустого: 110 000 кг

Нормальная взлетная масса: 267 600 кг

Максимальная взлетная масса: 275 000 кг

Двигатели: 4×ТРДДФ НК-32
- тяга максимальная: 4×18 000 кгс
- тяга на форсаже: 4×25 000 кгс

Масса топлива: 148 000 кг

     Летные характеристики:

Максимальная скорость:
- на высоте: 2200 км/ч (М=1,84)
- у земли: 1030 км/ч (М=0,86)

Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,71)

Максимальная дальность без дозаправки: 13 950 км

Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км

Боевой радиус: 7300 км

Продолжительность полета: 25 ч

Практический потолок: 16 000 м

Скороподъемность: 4400 м/мин

Длина разбега/пробега: 900 м

ЗАКРЫТЬ X
(1928-2019)

Близнюк Валентин Иванович
 

Российский авиаконструктор. Руководитель работ по созданию сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Лауреат Государственной премии СССР.

День дальней авиации ВКС России
 

День дальней авиации ВКС России отмечается 23 декабря. Праздник был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами России Анатолия Корнукова. Дальняя авиация, сокращенно ДА, является составной частью авиации Военно-воздушных сил, средством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических и оперативных задач на театрах военных действий.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.