Бомбардировщик Консолидэйтед B-24 «Либерейтор»

Consolidated B-24 Liberator - американский тяжелый бомбардировщик времен Второй мировой войны, разработанный фирмой Consolidated Aircraft Corporation. Самолет активно использовался на европейском театре военных действий Второй мировой войны. Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками. Самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Тактико-технические характеристики бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Экипаж: 7-10 человек

Длина: 20,6 м

Размах крыла: 33,5 м

Высота: 5,5 м

Площадь крыла: 97,4 м²

Масса пустого: 16 590 кг

Масса снаряжённого: 25 000 кг

Максимальная взлётная масса: 29 500 кг

Двигатели: 4× радиальных с турбонаддувом Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л. с. (900 кВт) каждый

     Лётные характеристики

Максимальная скорость: 470 км/ч

Крейсерская скорость: 346 км/ч

Посадочная скорость: 153 км/ч

Боевой радиус: 2 850 км (при скорости 381 км/ч на высоте 7600 м с нормальной заправкой и максимальной бомбовой нагрузкой)

Перегоночная дальность: 6 000 км

Практический потолок: 8 500 м

Скороподъёмность: 5,2 м/с

     Вооружение

Пулемётное вооружение: 10 × 12,7-мм пулемётов Browning M2

Бомбовая нагрузка (при радиусе действия):
до 643 км (400 миль): 3600 кг
до 1287 км (800 миль): 2300 кг
до 1931 км (1200 миль): 1200 кг

Модификации бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Модификации бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

XB-24 - Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года.

YB-24/LB-30A - Предсерийная версия самолета. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию.

B-24 - Предсерийная версия самолета на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесен ряд незначительных изменений в конструкцию. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях.

B-24A/LB-30B был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил.

XB-24B - По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитни R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбонагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом.

B-24C - Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путем установки новой турели с пулеметом калибра 12,7 мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа.

B-24D - Первый тип B-24, выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолет устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа.

B-24E - Незначительно измененная версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены двигатели модели R-1830-65. В отличие от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолета. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для тренировочных полетов и испытания различных технологических решений.

XB-24F - Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением.

B-24G - Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемета калибра 12,7 мм в носовой части самолета. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году.

B-24G-1 - Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трех пулеметов.

B-24H - Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолет получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6. Компоновка самолета была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счет увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя. Всего в конструкцию самолета внесено более пятидесяти изменений.

B-24J - В целом модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел.

XB-24K - Экспериментальный вариант самолета с внесенными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полете, чем иные версии B-24. Однако изменение конструкции самолета было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла.

B-24L - Несколько облегченная версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулеметами калибра 12,7 мм. Так же изменен тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A. Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб.

B-24M - Версия, основанная на B-24L. Турель в хвосте самолета заменена на более легкую. За счет внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков.
Последняя крупносерийная модификация B-24.

XB-24N - Модификация B-24J с измененным хвостовым оперением. Также установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолета проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолете отпала всякая необходимость.

YB-24N - Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов.

XB-24P - Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнем.

XB-24Q - Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему.
1 переделан (B-24L)

XB-41 - Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооруженного самолета, основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулеметами калибра 12,7 мм. Машина была создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свернуты.

C-87 «Либерэйтор Экспресс» - Транспортный вариант B-24, рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.

XC-109/C-109 - Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива.

XF-7 - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D.

F-7 - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H.

F-7A - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолета, три - в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.

F-7B - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.

BQ-8 - Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолет представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии.

B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС.

PB4Y-1P - Самолет фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1.

PB4Y-2 Privateer - Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия.

P5Y - Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект.

RY-1 - Морской вариант C-87A.

RY-2 - Морской вариант C-87.

RY-3 - Транспортный вариант PB4Y-2.

Страны эксплуатанты бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Страны эксплуатанты бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Австралия

Бразилия

Китайская Республика

Китай

Чехословакия

Индия

Италия

Нидерланды

Новая Зеландия

Польша

Португалия

СССР

Турция

Великобритания

США

Германия


16 сентября 1942 года морской бомбардировщик В-24 Либерейтор атаковал немецкую подводную лодку U-156, которая ранее потопила британское судно «Лакония», перевозившее около 1 800 военнопленных итальянцев и перевозившая выживших с судна.

29 декабря 1939 года Опытный образец Американского тяжелого бомбардировщика времен Второй мировой войны В-24 «Либерейтор», разработанный фирмой «Консолидейтед», совершил первый полет. Он был самым массовый бомбардировщиком в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий второй мировой войны.

Бомбардировщик Консолидэйтед B-24 «Либерейтор»

Consolidated B-24 Liberator - американский тяжелый бомбардировщик времен Второй мировой войны, разработанный фирмой Consolidated Aircraft Corporation. Самолет активно использовался на европейском театре военных действий Второй мировой войны. Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками. Самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Тактико-технические характеристики бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Экипаж: 7-10 человек

Длина: 20,6 м

Размах крыла: 33,5 м

Высота: 5,5 м

Площадь крыла: 97,4 м²

Масса пустого: 16 590 кг

Масса снаряжённого: 25 000 кг

Максимальная взлётная масса: 29 500 кг

Двигатели: 4× радиальных с турбонаддувом Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л. с. (900 кВт) каждый

     Лётные характеристики

Максимальная скорость: 470 км/ч

Крейсерская скорость: 346 км/ч

Посадочная скорость: 153 км/ч

Боевой радиус: 2 850 км (при скорости 381 км/ч на высоте 7600 м с нормальной заправкой и максимальной бомбовой нагрузкой)

Перегоночная дальность: 6 000 км

Практический потолок: 8 500 м

Скороподъёмность: 5,2 м/с

     Вооружение

Пулемётное вооружение: 10 × 12,7-мм пулемётов Browning M2

Бомбовая нагрузка (при радиусе действия):
до 643 км (400 миль): 3600 кг
до 1287 км (800 миль): 2300 кг
до 1931 км (1200 миль): 1200 кг

Модификации бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Модификации бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

XB-24 - Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года.

YB-24/LB-30A - Предсерийная версия самолета. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию.

B-24 - Предсерийная версия самолета на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесен ряд незначительных изменений в конструкцию. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях.

B-24A/LB-30B был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил.

XB-24B - По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитни R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбонагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом.

B-24C - Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путем установки новой турели с пулеметом калибра 12,7 мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа.

B-24D - Первый тип B-24, выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолет устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа.

B-24E - Незначительно измененная версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены двигатели модели R-1830-65. В отличие от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолета. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для тренировочных полетов и испытания различных технологических решений.

XB-24F - Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением.

B-24G - Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемета калибра 12,7 мм в носовой части самолета. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году.

B-24G-1 - Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трех пулеметов.

B-24H - Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолет получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6. Компоновка самолета была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счет увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя. Всего в конструкцию самолета внесено более пятидесяти изменений.

B-24J - В целом модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел.

XB-24K - Экспериментальный вариант самолета с внесенными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полете, чем иные версии B-24. Однако изменение конструкции самолета было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла.

B-24L - Несколько облегченная версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулеметами калибра 12,7 мм. Так же изменен тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A. Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб.

B-24M - Версия, основанная на B-24L. Турель в хвосте самолета заменена на более легкую. За счет внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков.
Последняя крупносерийная модификация B-24.

XB-24N - Модификация B-24J с измененным хвостовым оперением. Также установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолета проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолете отпала всякая необходимость.

YB-24N - Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов.

XB-24P - Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнем.

XB-24Q - Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему.
1 переделан (B-24L)

XB-41 - Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооруженного самолета, основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулеметами калибра 12,7 мм. Машина была создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свернуты.

C-87 «Либерэйтор Экспресс» - Транспортный вариант B-24, рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.

XC-109/C-109 - Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива.

XF-7 - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D.

F-7 - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H.

F-7A - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолета, три - в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.

F-7B - Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.

BQ-8 - Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолет представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии.

B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС.

PB4Y-1P - Самолет фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1.

PB4Y-2 Privateer - Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия.

P5Y - Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект.

RY-1 - Морской вариант C-87A.

RY-2 - Морской вариант C-87.

RY-3 - Транспортный вариант PB4Y-2.

Страны эксплуатанты бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Страны эксплуатанты бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Австралия

Бразилия

Китайская Республика

Китай

Чехословакия

Индия

Италия

Нидерланды

Новая Зеландия

Польша

Португалия

СССР

Турция

Великобритания

США

Германия


16 сентября 1942 года морской бомбардировщик В-24 Либерейтор атаковал немецкую подводную лодку U-156, которая ранее потопила британское судно «Лакония», перевозившее около 1 800 военнопленных итальянцев и перевозившая выживших с судна.

29 декабря 1939 года Опытный образец Американского тяжелого бомбардировщика времен Второй мировой войны В-24 «Либерейтор», разработанный фирмой «Консолидейтед», совершил первый полет. Он был самым массовый бомбардировщиком в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий второй мировой войны.

... читать ещё >
Новости и события
Первый полет бомбардировщика В-24 Либерейтор
Американский тяжелый бомбардировщик времен Второй мировой войны В-24 «Либерейтор» был разработан фирмой «Консолидейтед». Это самый массовый бомбардировщик в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий. Опытный образец боевой машины совершил первый полет 29 декабря 1939 года.
ruspekh.ru
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.