Батискаф Триест

Батискаф «Триест» - исследовательский автономный подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. На батискафе впервые было совершено рекордное погружение на дно Марианской впадины. Аппарат был сконструирован швейцарским ученым Огюстом Пиккаром с учетом его предыдущей разработки, первого в мире батискафа FNRS-2. Большую помощь в постройке батискафа оказал его сын, Жак Пиккар. Свое название аппарат получил в честь итальянского города Триест, в котором были произведены основные работы по его созданию. С батискафа за весь период погружений было сделано более 250 000 фотоснимков.

     Корпус поплавка «Триеста» имеет форму, близкую к цилиндрической, на носу и на корме установлены обтекатели. Изготовлен из стального листа толщиной 5 мм и судового набора. Поплавок разделен на 14 отсеков, носовой и кормовой отсеки - цистерны водяного балласта, при погружении они заполняются водой, после всплытия на поверхность цистерны продуваются сжатым воздухом, увеличивается плавучесть, палуба поднимается над водой.

     Двенадцать отсеков батискафа заполнены бензином. Бензин и морская вода не сообщаются друг с другом, разделены эластичной перегородкой, давление океанских глубин передается на бензин. Эластичная перегородка позволяет бензину сжиматься на глубине, таким образом, металл поплавка батискафа испытывает только механические нагрузки при движении судна, гидростатическое давление внутри и снаружи поплавка полностью компенсировано.

     Система погружения и всплытия состоит из двух бункеров со стальной или чугунной дробью. В самом узком месте установлены электромагниты, под действием магнитного поля дробь как бы «затвердевает», при отключении тока она высыпается, плавучесть батискафа увеличивается, снижается скорость погружения или начинается всплытие на поверхность. Сами бункеры удерживаются в корпусе поплавка электромагнитными защелками, при отключении электрического тока или при разряде аккумуляторов происходит аварийный сброс бункеров. Для плавной остановки вблизи морского дна использовался гайдроп - расплетенный стальной канат.

Основные характеристики батискафа «Триест»

Основные характеристики батискафа «Триест»

Запас энергообеспечения: 24 часа

Скорость (подводная): 1 узел

Экипаж: 2 чел.

Запас жизнеобеспечения: 24 часа

     Размеры

Длина наибольшая (по КВЛ): 15,24 м (при постройке, до реконструкции)

Ширина корпуса: 3,5 м

Высота: 5,7 м

     Силовая установка

Аккумуляторные батареи и электродвигатели с гребными винтами


24 августа 1963 года командир батискафа Триест» капитан-лейтенант Дональд Кич захватил манипулятором кусок трубы длиной около 1,5 м, который оказался обломком вентиляционного трубопровода подлодки «Трешер». Позднее «Триест» нашел остов корабля у берегов Новой Англии на глубине в 2560 м под поверхностью. Затем батискаф был разобран.

В апреле 1963 года батискаф «Триест» был в третий раз модернизирован: вне гондолы установлена телевизионная камера и «механическая рука», способная поднимать со дна предметы весом до 22,6 килограммов. Аппарат был использован в Атлантическом океане для поиска пропавшей подводной лодки военно-морских сил Соединенных Штатов Америки «Трешер».

В 1963 году «Триест» участвовал в военных экспериментах в качестве глубоководной мишени, при этом его пеленговали при помощи гидролокаторов с надводных кораблей сопровождения.

В 1961 году «Триест» был вторично модернизирован, в дополнение к двум электродвигателям с гребными винтами установлены еще три: один - для вертикального перемещения, два - для бокового маневрирования. К поплавку были подвешены дополнительные свинцовые аккумуляторные батареи. Аккумуляторы находились в герметичных контейнерах, на электролит через изолирующую жидкость передавалось забортное давление, при аварийном всплытии батареи сбрасывались. Также на «Триесте» был установлен гидрофон и гидролокатор.

23 января 1960 года ученый Жак Пикар и лейтенант Дон Уолш поставили рекорд глубинного погружения в батискафе «Триест», спустившиеся на дно Марианской впадины. Приборы зафиксировали рекордную глубину - 11 521 метр. Впоследствии цифра была скорректирована - 10 918 метров. На дне исследователи неожиданно встретили плоских рыб размером до 30 сантиметров, похожих на камбалу. Были проведены эксперименты: температура воды за бортом составила 3,3 °С, измерен радиоактивный фон, специальной линейкой измерили внутренний диаметр гондолы, оказалось, что она сжалась на 3 мм. Температура воздуха в гондоле составила 4,5 °С. Время пребывания на дне составило примерно 20 минут.

В 1958 году батискаф «Триест» был куплен ВМС США, так как в то время Соединенные Штаты стали проявлять интерес к исследованию океанских глубин, но еще не располагали подобными аппаратами. После покупки конструкция батискафа была доработана - на заводе Круппа в городе Эссен, Германия, была изготовлена более прочная гондола. Новая гондола оказалась несколько тяжелее, и длину поплавка тоже пришлось увеличить, чтобы вместить больший объем бензина. Основным пилотом и техником аппарата оставался Жак Пиккар, имевший опыт погружений.

В августе 1953 года батискаф «Триест» был спущен на воду  и совершил несколько погружений в Средиземном море с 1953 по 1957 год. Основным пилотом стал Жак Пиккар, а в первых погружениях также участвовал его отец, Огюст Пиккар, которому в то время уже исполнилось 69 лет. В одном из погружений аппарат достиг рекордной на тот момент глубины 3150 метров.

ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.