Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Ленин» - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Представляет собой гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки.

     Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывала пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта особо прочной конструкции. Имелись 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами - дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Первоначально на ледоколе устанавливались три реактора типа ОК-150. В 1967 году их заменили на реакторы ОК-900.

     Ледокол обладал способностью оставаться на плаву в случае проникновения воды вовнутрь корабля при аварии. Для этого его корпус был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Затопление одного или даже нескольких из них было не опасно для корабля. В отсеках располагались корабельные механизмы, приборы, хранилища и часть жилых помещений экипажа судна. Bмел креновые, а также носовые и кормовые дифферентные цистерны.

     При перекачивании воды из цистерн одного борта в цистерны другого борта или из кормовых цистерн в носовые создавался крен судна. Раскачивание с помощью перекачивании воды помогало взламыванию очень мощных льдов. Атомоход одновременно являлся и электроходом,  так как вращение его гребных винтов осуществлялось электродвигателями, что облегчало управление кораблем. Управление энергетической установкой осуществлялось из центрального поста управления. Там находились приборы, благодаря которым контролировались процессы, протекающие в судовых агрегатах и системах с автоматическим регулированием.

     Штурманское оборудование советского ледокола позволяло вести его по заданному курсу в условиях большой автономности и в сложной навигационной остановке. Несколько гирокомпасов давали возможность уверенно вести ледокол в области высоких широт. Электрогидравлические лаги определяли скорость судна и пройденный им путь независимо от толщины льда, а эхолоты могли измерить глубину в любом месте океана. Обнаружить берега и ледяные скопления экипаж мог с помощью радиолокационных станций. Имеющийся на борту вертолет позволял производить ледяную разведку льдов и поддерживать транспортную связь с другими судами в любых условиях.

Основные характеристики Атомного ледокола «Ленин»

Основные характеристики Атомного ледокола «Ленин»

Водоизмещение - 16 тысяч тонн (без балласта)

Длина - 134,0 м

Ширина - 27,6 м

Высота - 16,1 м

Осадка - 10,5 м

Двигатели - 2 атомных реактора, 4 турбины

Мощность - 32,4 МВт (44 тысячи л.с.)

Скорость хода - 18 узлов (33,3 км/ч) или 19,6 узлов по чистой воде

Автономность плавания - 12 месяцев

Экипаж - 243 человека 

Инциденты на Атомном ледоколе «Ленин»

Инциденты на Атомном ледоколе «Ленин»

     В феврале 1965 года в ходе планового ремонта главных циркуляционных насосов первого контура реактора №2 из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды через активную зону, что привело к перегреву последней. Девяносто пять отработанных ТВС были перегружены в пеналы хранилища плавтехбазы «Лепсе». Оставшиеся 124 ОТВС были выгружены вместе с экранной сборкой и компенсирующей решёткой, помещены в специальный цилиндрический контейнер, который заполнили твердеющим радиационно стойким консервантом и герметизировали приваренной крышкой из нержавеющей стали. Для него построили цилиндрический понтон, в который был вварен специальный кессон также из нержавейки. После двухлетней выдержки на берегу контейнер вставили в кессон, забетонировав после этого оставшееся в кессоне свободное место. В итоге понтон с контейнером с ОЯТ затопили в заливе Цивольки на восточном побережье архипелага Новая Земля.

     В сентябре 1965 года во время навигационного сезона была обнаружена течь первого контура реактора №3. Один из двух парогенераторов работоспособного реактора всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий, и этот парогенератор имел течь первого контура во второй. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.

     В начале 1966 года из-за нарушения технологии сварочных работ в аппаратной на ледоколе «Ленин» произошел крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. С большим трудом последствия возгорания были ликвидированы, а парогенератор на третьем реакторе заменён.

     Летом 1966 года на ледоколе «Ленин» при вводе установки в работу, была обнаружена новая течь вставной плакированной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали: теперь на реакторе №1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.

     В 1967 году на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура, охлаждавшего оборудование первого контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.


5 декабря 1957 года первое в мире надводное судно с ядерной установкой ледокол «Ленин» смущено на воду. Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

6 августа 1959 года на ледоколе «Ленин» осуществлен физический пуск ядерного реактора.

12 сентября 1959 года с верфи Адмиралтейского завода атомное судно «Ленин» отправилось на ходовые испытания под командованием советского мореплавателя, первого капитана атомного ледокола «Ленин» Павла Акимовича Пономарёва.

3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» передан Министерству морского флота. 

В 1960 года ледокол «Ленин» вошел в составе Мурманского морского пароходства. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Герой Социалистического Труда, капитан Борис Макарович Соколов.

В 1966 году по результатам эксплуатации ледокола «Ленин» было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900. Основная причина - низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки завершился через 4 года.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Корабль обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. 

В 1989 году ледокол «Ленин» был выведен из состава «Атомфлота». За всё время эксплуатации прошел 654 тысяч миль, из них во льдах 563,6 тысяч миль. Госкорпорация «Росатом», которой принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска. 

3 декабря 2009 года после продолжительных технических мероприятий и реставрации, в день 50-летия отечественного атомного ледокольного флота, на ледоколе «Ленин» был открыт музей.

13 января 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. В целях обеспечения физической сохранности и историко-культурной ценности закон подразумевал ряд мероприятий, в первую очередь, нормативного характера. В ходе подготовки документов был проведен технический осмотр атомохода, собрана полная информация о проектировании, строительстве, эксплуатации и использовании судна.

19 октября 2018 года на борту атомного ледокола «Ленин» состоялась церемония передачи ледоколу-музею охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия федерального значения. Документы из рук председателя Комитета по культуре и искусству Мурманской области Сергея Ершова принял и.о. генерального ди⁠ректора, ди⁠ректор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов. Таким образом, «Ленин» стал единственным в Мурманске объектом науки и техники, состоящим под государственной охраной.

Атомный ледокол «Ленин»

Создано: 7 мая 2007 года (12 лет назад)
Новости и события

19.10.2018 Атомоходу «Ленин» вручен паспорт объекта культурного наследия

На борту атомного ледокола «Ленин» 19 октября 2018 года состоялась церемония передачи ледоколу-музею охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия федерального значения. Документы из рук председателя Комитета по культуре и искусству Мурманской области Сергея Ершова принял исполняющий обязанности генерального диu2060ректора, диu2060ректор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов. Таким образом, «Ленин» стал единственным в Мурманске объектом науки и техники, состоящим под государственной охраной.

03.12.1959 Ледокол «Ленин» передан Министерству морского флота

Атомный ледокол «Ленин» 3 декабря 1959 года передан Министерству морского флота Советского Союза. Атомный ледокол «Ленин» - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Представляет собой гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Он обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тысяч миль, из них во льдах 563,6 тысяч миль.

05.12.1957 В Ленинграде спущен на воду атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду 5 декабря 1957 года, стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути между Дальним Востоком и Европейской частью России, а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.
Читать дальше

Атомный ледокол «Ленин» - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Представляет собой гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки.

     Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывала пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта особо прочной конструкции. Имелись 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами - дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Первоначально на ледоколе устанавливались три реактора типа ОК-150. В 1967 году их заменили на реакторы ОК-900.

     Ледокол обладал способностью оставаться на плаву в случае проникновения воды вовнутрь корабля при аварии. Для этого его корпус был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Затопление одного или даже нескольких из них было не опасно для корабля. В отсеках располагались корабельные механизмы, приборы, хранилища и часть жилых помещений экипажа судна. Bмел креновые, а также носовые и кормовые дифферентные цистерны.

     При перекачивании воды из цистерн одного борта в цистерны другого борта или из кормовых цистерн в носовые создавался крен судна. Раскачивание с помощью перекачивании воды помогало взламыванию очень мощных льдов. Атомоход одновременно являлся и электроходом,  так как вращение его гребных винтов осуществлялось электродвигателями, что облегчало управление кораблем. Управление энергетической установкой осуществлялось из центрального поста управления. Там находились приборы, благодаря которым контролировались процессы, протекающие в судовых агрегатах и системах с автоматическим регулированием.

     Штурманское оборудование советского ледокола позволяло вести его по заданному курсу в условиях большой автономности и в сложной навигационной остановке. Несколько гирокомпасов давали возможность уверенно вести ледокол в области высоких широт. Электрогидравлические лаги определяли скорость судна и пройденный им путь независимо от толщины льда, а эхолоты могли измерить глубину в любом месте океана. Обнаружить берега и ледяные скопления экипаж мог с помощью радиолокационных станций. Имеющийся на борту вертолет позволял производить ледяную разведку льдов и поддерживать транспортную связь с другими судами в любых условиях.

Основные характеристики Атомного ледокола «Ленин»

Основные характеристики Атомного ледокола «Ленин»

Водоизмещение - 16 тысяч тонн (без балласта)

Длина - 134,0 м

Ширина - 27,6 м

Высота - 16,1 м

Осадка - 10,5 м

Двигатели - 2 атомных реактора, 4 турбины

Мощность - 32,4 МВт (44 тысячи л.с.)

Скорость хода - 18 узлов (33,3 км/ч) или 19,6 узлов по чистой воде

Автономность плавания - 12 месяцев

Экипаж - 243 человека 

Инциденты на Атомном ледоколе «Ленин»

Инциденты на Атомном ледоколе «Ленин»

     В феврале 1965 года в ходе планового ремонта главных циркуляционных насосов первого контура реактора №2 из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды через активную зону, что привело к перегреву последней. Девяносто пять отработанных ТВС были перегружены в пеналы хранилища плавтехбазы «Лепсе». Оставшиеся 124 ОТВС были выгружены вместе с экранной сборкой и компенсирующей решёткой, помещены в специальный цилиндрический контейнер, который заполнили твердеющим радиационно стойким консервантом и герметизировали приваренной крышкой из нержавеющей стали. Для него построили цилиндрический понтон, в который был вварен специальный кессон также из нержавейки. После двухлетней выдержки на берегу контейнер вставили в кессон, забетонировав после этого оставшееся в кессоне свободное место. В итоге понтон с контейнером с ОЯТ затопили в заливе Цивольки на восточном побережье архипелага Новая Земля.

     В сентябре 1965 года во время навигационного сезона была обнаружена течь первого контура реактора №3. Один из двух парогенераторов работоспособного реактора всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий, и этот парогенератор имел течь первого контура во второй. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.

     В начале 1966 года из-за нарушения технологии сварочных работ в аппаратной на ледоколе «Ленин» произошел крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. С большим трудом последствия возгорания были ликвидированы, а парогенератор на третьем реакторе заменён.

     Летом 1966 года на ледоколе «Ленин» при вводе установки в работу, была обнаружена новая течь вставной плакированной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали: теперь на реакторе №1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.

     В 1967 году на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура, охлаждавшего оборудование первого контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.


5 декабря 1957 года первое в мире надводное судно с ядерной установкой ледокол «Ленин» смущено на воду. Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

6 августа 1959 года на ледоколе «Ленин» осуществлен физический пуск ядерного реактора.

12 сентября 1959 года с верфи Адмиралтейского завода атомное судно «Ленин» отправилось на ходовые испытания под командованием советского мореплавателя, первого капитана атомного ледокола «Ленин» Павла Акимовича Пономарёва.

3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» передан Министерству морского флота. 

В 1960 года ледокол «Ленин» вошел в составе Мурманского морского пароходства. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Герой Социалистического Труда, капитан Борис Макарович Соколов.

В 1966 году по результатам эксплуатации ледокола «Ленин» было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900. Основная причина - низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки завершился через 4 года.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Корабль обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. 

В 1989 году ледокол «Ленин» был выведен из состава «Атомфлота». За всё время эксплуатации прошел 654 тысяч миль, из них во льдах 563,6 тысяч миль. Госкорпорация «Росатом», которой принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска. 

3 декабря 2009 года после продолжительных технических мероприятий и реставрации, в день 50-летия отечественного атомного ледокольного флота, на ледоколе «Ленин» был открыт музей.

13 января 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. В целях обеспечения физической сохранности и историко-культурной ценности закон подразумевал ряд мероприятий, в первую очередь, нормативного характера. В ходе подготовки документов был проведен технический осмотр атомохода, собрана полная информация о проектировании, строительстве, эксплуатации и использовании судна.

19 октября 2018 года на борту атомного ледокола «Ленин» состоялась церемония передачи ледоколу-музею охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия федерального значения. Документы из рук председателя Комитета по культуре и искусству Мурманской области Сергея Ершова принял и.о. генерального ди⁠ректора, ди⁠ректор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов. Таким образом, «Ленин» стал единственным в Мурманске объектом науки и техники, состоящим под государственной охраной.

... читать ещё >

День атомного ледокольного флота России
 

День атомного ледокольного флота России отмечается 3 декабря в память значимого исторического события. Именно в этот день в далеком 1959 году был поднят флаг СССР на первом в мире надводном судне с ядерной силовой установкой - атомном ледоколе «Ленин». Это первенец, «дедушка» атомного ледокольного флота, первый атомный - как только его не называют, стремясь подчеркнуть ту значительную роль, которую он сыграл в развитии мирного атома в России.

Концерн «НПО «Аврора»
 

Акционерное общество «Концерн «НПО «Аврора» представляет собой комплекс, обеспечивающий научные исследования, проектирование, изготовление, испытания и поддержку эксплуатации автоматизированных систем управления техническими средствами, боевых информационно-управляющих систем для надводных кораблей, подводных лодок, подводных аппаратов, морских и речных судов всех типов и классов. Предприятие производит тренажеры для обучения экипажей кораблей и судов различного назначения, системы управления различными видами установок, а также автоматизированных систем управления. На предприятии создан Центр сервиса и экспорта, осуществляющий обслуживание систем в процессе их эксплуатации.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.