Атомная подводная лодка К-19

Подводная лодка К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами. За многочисленные аварии лодка имела неофициальное прозвище «Хиросима». Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв. Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки К-19

Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки К-19

     Основные характеристики:

Тип корабля - ПЛАРБ 1 поколения

Обозначение проекта - проект 658, 658М, 658С

Разработчик проекта - ЦКБ МТ «Рубин»

Главный конструктор - С.Н. Ковалев

Кодификация НАТО - «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II»

Скорость (надводная) - 18 узлов

Скорость (подводная) - 26 узлов

Рабочая глубина погружения - 240 м

Предельная глубина погружения - 300 м

Автономность плавания - 50 суток, 15 тыс. миль надводным ходом, 30 тыс. миль под водой

Экипаж - 104 человека

     Размеры:

Водоизмещение надводное - 4030 т

Водоизмещение подводное - 5300 т

Длина наибольшая - (по КВЛ) 114,0 м

Ширина корпуса наиб. - 9,2 м

Средняя осадка - (по КВЛ) 7,5 м

Силовая установка - 2 ядерных реактора типа ВМ-А

Вооружение - Торпедно- минное

Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61;

Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.

Ракетное вооружение - Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.


25 августа 1956 года принято постановление Совета министров СССР № 1601-892 о разработке атомного подводного ракетоносца проекта 658. Для ускорения разработки эскизный проект не выполнялся. Первоначальным техническим заданием предполагалось вооружение ракетоносцев ракетами Р-11ФМ и Р-13 с надводным стартом. Позднее требование об использовании ракет Р-11ФМ было снято. Головной организацией по разработке лодки было назначено ЦКБ-18.

17 октября 1958 года в городе Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами К-19.

11 октября 1959 года на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге торжественно спущена на воду К-19, первая Советская атомная подводная лодка, проекта 658, с ядерным оружием.

12 июля 1960 года на первой атомной подводной лодке Советского Союза с баллистическими ракетами К-19 поднят флаг Военно-Морского флота. С этого дня, судно вошло в состав ВМФ.

13 июля 1960 года Военно-морским флотом начаты ходовые испытания подводной лодки К-19 в Балтийском и Северном морях. Активно проводилась отработка различных возможностей и чрезвычайных ситуаций, а также обучение личного состава подводной субмарины. 

12 ноября 1960 года Государственная комиссия СССР подписала приемный акт о завершении государственных испытаний первой субмарины проекта 658 с баллистическими ракетами Р-13. Подводная лодка К-19 войдя в состав ВМФ, стала главной ударной силой Северного флота СССР.
По замыслам ей пророчилось сыграть роль решающего аргумента в «холодном» противостоянии России и США. Первым командиром субмарины назначен Николай Владимирович Затеев.

4 июля 1961 года при возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора АПЛ К-19. Подлодка была отбуксирована на базу. В результате сильного облучения c 10 по 23 июля скончались 8 человек, а впоследствии ушел из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.

30 января 1962 года по решению Совета Министров СССР атомная подводная лодка К-19 была принята на «Севмашпредприятие» на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21.

15 октября 1963 года АПЛ К-19 была спущена на воду после ремонта и модернизации.

14 декабря 1963 года подлодка К-19 вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных и торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

15 ноября 1969 года в результате маневра АПЛ К-19 произошло столкновение с американской подлодкой USS Gato, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Позже стало известно, что командир торпедного отсека лодки США, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. После этого в американских ВМС ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира корабля.

24 февраля 1972 года на атомной подводной лодке К-19 произошел пожар в 8 и 9 отсеках АПЛ. Авария на борту «К-19» стоила жизни тридцати морякам: 28 человек погибло во время пожара, один матрос был смыт волной при переходе на крейсере «Александр Невский», и офицер, капитан 2 ранга Ткачев, получил смертельную травму во время шторма на плавбазе Магомет Гаджиев.

В 1979 году атомная подводная лодка К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С.

19 апреля 1990 года подводная лодка К-19 выведена из боевого состава ВМФ СССР в резерв, уже после этого переименована в БС-19. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, был утилизирован. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз ее в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске, Мурманская область, перед судоремонтным заводом «Нерпа», где ее позднее отремонтировали.

19 июля 2002 года Американская историческая драма режиссера Кэтрин Бигелоу «K-19» вышла в прокат. Кинокартина основана на реальных событиях и повествует о событиях 1961 года, когда на советской АПЛ К-19 произошла авария ядерной силовой установки с человеческими жертвами. Фильм демонстрирует мужество и героизм, проявленные экипажем подлодки.

В 2003 году АПЛ К-19 была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Долгое время ограждение рубки находилось возле автостоянки, напротив проходной СРЗ «Нерпа», пока его на собственные средства не выкупил Владимир Романов, когда-то служивший на лодке старшим матросом.

17 сентября 2009 года в Московской области состоялось открытие памятника атомной подводной лодке К-19. Бывший старший матрос АПЛ К-19, выкупивший рубку подлодки, установил ее на берегу Подмосковного Пяловского водохранилища и обустроил мемориал, который служит и местом встречи бывших подводников К-19, и памятником всем погибшим.

Атомная подводная лодка К-19

Новости и события

24.02.1972 Пожар на советской атомной подводной лодке К-19

Атомная подводная лодка проекта 658 К-19 с баллистическими ядерными ракетами, является первым советским атомным ракетоносцем. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима». Пожар в 8 и 9 отсеках субмарины произошел 24 февраля 1972 года.
Читать дальше

15.11.1969 Столкновение АПЛ К-19 с американской субмариной в Баренцевом море

В Баренцевом море 15 ноября 1969 года, советская атомная подводная лодка К-19, увеличивая глубину с 60 до 90 метров, столкнулась с субмариной военно-морских сил США USS Gato. Американская подлодка, в нарушении международных норм, вела разведку у побережья Советского Союза. Получив значительные повреждения носовой части, К-19 все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Позже стало известно, что командир торпедного отсека лодки США, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но капитан вовремя отменил его приказ. После этого в ВМС США ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира корабля.

04.07.1961 Первая в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора на АПЛ К-19

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» 4 июля 1961 года в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора атомной подводной лодки К-19. Причиной послужила течь на одной из трубок датчика давления, что привело к поломки насосов реактора. Авария могла привести к взрыву лодки, а впоследствии - к глобальной экологической катастрофе - радиоактивному отравлению вод Мирового океана. Командиром судна было принято решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. Подводники, работавшие в течение двух часов в зоне воздействия радиации, смогли спасти подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ. В ходе ликвидации аварии 42 члена экипажа получили большие дозы облучения. Через сутки подлодка была отбуксирована на базу. В результате радиации c 10 по 23 июля скончались 8 человек, а впоследствии ушел из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.

12.11.1960 Подводная лодка К-19 стала главной ударной силой Северного флота СССР

Государственная комиссия СССР 12 ноября 1960 года, подписала приемный акт о завершении государственных испытаний первой субмарины проекта 658 с баллистическими ракетами Р-13. Подводная лодка К-19 в этот день вошла в состав ВМФ, став главной ударной силой Северного флота СССР. По замыслам советского руководства ей пророчилось сыграть роль решающего аргумента в «холодном» противостоянии России и США. Первым командиром субмарины назначен Николай Владимирович Затеев.

13.07.1960 Подводная лодка К-19 вышла на ходовые испытания

Военно-морским флотом СССР 13 июля 1960 года начаты ходовые испытания подводной лодки К-19 в Балтийском и Северном морях. Активно проводилась отработка различных возможностей и чрезвычайных ситуаций, а также обучение личного состава подводной субмарины.

12.07.1960 Атомная подводная лодка К-19 вошла в состав Военно-Морского флота

На первой атомной подводной лодке Советского Союза с баллистическими ракетами К-19 церемония поднятия флага Военно-Морского флота состоялась 12 июля 1960 года. С этого дня, судно вошло в состав ВМФ. Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв.

11.10.1959 Первая Советская подлодка с ядерными ракетами К-19 спущена на воду

На судостроительном заводе в Санкт-Петербурге 11 октября 1959 года состоялась торжественная церемония спуска воду атомной подводной лодки К-19, первой Советской подлодки с ядерным оружием. Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв.

17.10.1958 В Санкт-Петербурге заложена атомная подводная лодка К-19

В городе Санкт-Петербург 17 октября 1958 года состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами К-19. Подлодка являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами.

Подводная лодка К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами. За многочисленные аварии лодка имела неофициальное прозвище «Хиросима». Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв. Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки К-19

Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки К-19

     Основные характеристики:

Тип корабля - ПЛАРБ 1 поколения

Обозначение проекта - проект 658, 658М, 658С

Разработчик проекта - ЦКБ МТ «Рубин»

Главный конструктор - С.Н. Ковалев

Кодификация НАТО - «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II»

Скорость (надводная) - 18 узлов

Скорость (подводная) - 26 узлов

Рабочая глубина погружения - 240 м

Предельная глубина погружения - 300 м

Автономность плавания - 50 суток, 15 тыс. миль надводным ходом, 30 тыс. миль под водой

Экипаж - 104 человека

     Размеры:

Водоизмещение надводное - 4030 т

Водоизмещение подводное - 5300 т

Длина наибольшая - (по КВЛ) 114,0 м

Ширина корпуса наиб. - 9,2 м

Средняя осадка - (по КВЛ) 7,5 м

Силовая установка - 2 ядерных реактора типа ВМ-А

Вооружение - Торпедно- минное

Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61;

Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.

Ракетное вооружение - Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.


25 августа 1956 года принято постановление Совета министров СССР № 1601-892 о разработке атомного подводного ракетоносца проекта 658. Для ускорения разработки эскизный проект не выполнялся. Первоначальным техническим заданием предполагалось вооружение ракетоносцев ракетами Р-11ФМ и Р-13 с надводным стартом. Позднее требование об использовании ракет Р-11ФМ было снято. Головной организацией по разработке лодки было назначено ЦКБ-18.

17 октября 1958 года в городе Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами К-19.

11 октября 1959 года на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге торжественно спущена на воду К-19, первая Советская атомная подводная лодка, проекта 658, с ядерным оружием.

12 июля 1960 года на первой атомной подводной лодке Советского Союза с баллистическими ракетами К-19 поднят флаг Военно-Морского флота. С этого дня, судно вошло в состав ВМФ.

13 июля 1960 года Военно-морским флотом начаты ходовые испытания подводной лодки К-19 в Балтийском и Северном морях. Активно проводилась отработка различных возможностей и чрезвычайных ситуаций, а также обучение личного состава подводной субмарины. 

12 ноября 1960 года Государственная комиссия СССР подписала приемный акт о завершении государственных испытаний первой субмарины проекта 658 с баллистическими ракетами Р-13. Подводная лодка К-19 войдя в состав ВМФ, стала главной ударной силой Северного флота СССР.
По замыслам ей пророчилось сыграть роль решающего аргумента в «холодном» противостоянии России и США. Первым командиром субмарины назначен Николай Владимирович Затеев.

4 июля 1961 года при возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора АПЛ К-19. Подлодка была отбуксирована на базу. В результате сильного облучения c 10 по 23 июля скончались 8 человек, а впоследствии ушел из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.

30 января 1962 года по решению Совета Министров СССР атомная подводная лодка К-19 была принята на «Севмашпредприятие» на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21.

15 октября 1963 года АПЛ К-19 была спущена на воду после ремонта и модернизации.

14 декабря 1963 года подлодка К-19 вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных и торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

15 ноября 1969 года в результате маневра АПЛ К-19 произошло столкновение с американской подлодкой USS Gato, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Позже стало известно, что командир торпедного отсека лодки США, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. После этого в американских ВМС ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира корабля.

24 февраля 1972 года на атомной подводной лодке К-19 произошел пожар в 8 и 9 отсеках АПЛ. Авария на борту «К-19» стоила жизни тридцати морякам: 28 человек погибло во время пожара, один матрос был смыт волной при переходе на крейсере «Александр Невский», и офицер, капитан 2 ранга Ткачев, получил смертельную травму во время шторма на плавбазе Магомет Гаджиев.

В 1979 году атомная подводная лодка К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С.

19 апреля 1990 года подводная лодка К-19 выведена из боевого состава ВМФ СССР в резерв, уже после этого переименована в БС-19. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, был утилизирован. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз ее в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске, Мурманская область, перед судоремонтным заводом «Нерпа», где ее позднее отремонтировали.

19 июля 2002 года Американская историческая драма режиссера Кэтрин Бигелоу «K-19» вышла в прокат. Кинокартина основана на реальных событиях и повествует о событиях 1961 года, когда на советской АПЛ К-19 произошла авария ядерной силовой установки с человеческими жертвами. Фильм демонстрирует мужество и героизм, проявленные экипажем подлодки.

В 2003 году АПЛ К-19 была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Долгое время ограждение рубки находилось возле автостоянки, напротив проходной СРЗ «Нерпа», пока его на собственные средства не выкупил Владимир Романов, когда-то служивший на лодке старшим матросом.

17 сентября 2009 года в Московской области состоялось открытие памятника атомной подводной лодке К-19. Бывший старший матрос АПЛ К-19, выкупивший рубку подлодки, установил ее на берегу Подмосковного Пяловского водохранилища и обустроил мемориал, который служит и местом встречи бывших подводников К-19, и памятником всем погибшим.

... читать ещё >
(1926-1998)

Затеев Николай Владимирович
 

Советский военачальник. Первый командир атомной подводной лодки К-19. Капитан I ранга. Позднее занимал должность уполномоченного представителя государственной комиссии приема кораблей ВМФ.
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.