Атомная подводная лодка «Акула»

Атомная подводная лодка «Акула» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. По кодификации НАТО - SSBN «Typhoon». Является самой большой подводной лодкой в мире. Проект разработан в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор - Ковалев Сергей Никитич. Всего серия подводных лодок состояла из 6 субмарин с 1981 по 1989 год. Энергетическая установка лодки выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. Для постройки АПЛ был специально возведен новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса. Особенностью конструкции АПЛ является наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. 

Основные тактико-технические характеристики АПЛ «Акула»

Основные тактико-технические характеристики АПЛ «Акула»

     Основные характеристики:

Тип корабля: Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Обозначение проекта: 941 «Акула»

Разработчик проекта: ЦКБМТ «Рубин»

Главный конструктор: Ковалев Сергей Никитич

Кодификация НАТО: SSBN «Typhoon»

Скорость (надводная): 12 узлов

Скорость (подводная): 25 узлов (46,3 км/ч)

Рабочая глубина погружения: 400 м

Предельная глубина погружения: 500 м

Автономность плавания: 180 суток

Экипаж: 160 человек (в том числе 52 офицера)

     Размеры

Водоизмещение надводное: 23 200 т

Водоизмещение подводное: 48 000 т

Длина наибольшая (по КВЛ): 172,8 м

Ширина корпуса наиб.: 23,3 м

Средняя осадка (по КВЛ): 11,2 м

     Силовая установка

2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт

Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

     Вооружение

Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм, 22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»

Ракетное вооружение: 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)

ПВО: 8 ПЗРК «Игла»

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941:
1 - лёгкий корпус; 2 - 533-мм носовые торпедные аппараты;
3 - прочный корпус; 4 - носовые выдвижные горизонтальные рули;
5 - люки аварийного покидания ПЛ; 6 - торпедный отсек;
7 - гидроакустический отсек;
8 - шахты баллистических ракет Р-39;
9 - центральный пост;
10 - спасательные всплывающие камеры;
11 - выдвижные устройства; i - командирский перископ; ii - универсальный перископ; iii - радиосекстант; iv - радиолокационный комплекс; v - РКП; vi, viii - радиоантенны систем связи; vii - радиопеленгатор; ix - антенна системы космической навигации; x - ГПБА 
12 - ограждение выдвижных устройств;
13 - отсек радиотехнического вооружения;
14 - реакторный отсек;
15 - люки всплывающих антенн связи;
16 - крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда;
17 - турбинный отсек;
18 - КШР (кормовая шлюзовая рубка);
19 - гидродинамические направляющие;
20 - вертикальное кормовое оперение;
21 - вертикальные рули;
22 - гребной винт в кольцевой насадке;
23 - кормовые горизонтальные рули;
24 - антенна ГАС;
25 - выдвижные подруливающие устройства;
26 - ракетные отсеки;
27 - отсеки живучести;
28 - ядерный реактор;
29 - линия главного гребного вала;
30 - горизонтальное кормовое оперение;
31 - носовой прочный модуль;
32 - главный прочный корпус (правый);
33 - главный прочный корпус (левый);
34 - центральный прочный модуль;
35 - кормовой прочный модуль;
36 - цистерна быстрого погружения


30 августа 2007 года на судоверфи «Звёздочка», во время работ по разрезке корпуса в носовой части, произошло возгорание изоляции. По словам представителя пресс-службы: площадь возгорания составила 15 м². На тушение потребовалось 6 минут. Люди и техника не пострадали.

21 ноября 2006 года в док-камере ФГУАП «Звёздочка» начата окончательная разделка судна.

23 июня 2006 года завершена выгрузка отработавшего ядерного топлива из обоих реакторов.

23 августа 2005 года в Северодвинске состоялась официальная передача гражданскому экипажу Севмаша. Для выгрузки отработавшего топлива были восстановлены системы живучести корабля.

13 июля 2005 года корабль был доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы», предусматривающей содействие странам бывшего СССР в уничтожении оружия массового поражения по договору СНВ-I.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинск, на гладь Белого моря спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус АПЛ был в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. После спуска, нарисованная акула скрылась под водой и больше ее никто не видел, однако лодку уже окрестили «Акулой». Последующие крейсеры этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. 

Атомная подводная лодка «Акула»

Новости и события
Спущена на воду первая советская «Акула»
На судостроительной верфи города Северодвинск 23 сентября 1980 года, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой».

Атомная подводная лодка «Акула» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. По кодификации НАТО - SSBN «Typhoon». Является самой большой подводной лодкой в мире. Проект разработан в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор - Ковалев Сергей Никитич. Всего серия подводных лодок состояла из 6 субмарин с 1981 по 1989 год. Энергетическая установка лодки выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. Для постройки АПЛ был специально возведен новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса. Особенностью конструкции АПЛ является наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. 

Основные тактико-технические характеристики АПЛ «Акула»

Основные тактико-технические характеристики АПЛ «Акула»

     Основные характеристики:

Тип корабля: Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Обозначение проекта: 941 «Акула»

Разработчик проекта: ЦКБМТ «Рубин»

Главный конструктор: Ковалев Сергей Никитич

Кодификация НАТО: SSBN «Typhoon»

Скорость (надводная): 12 узлов

Скорость (подводная): 25 узлов (46,3 км/ч)

Рабочая глубина погружения: 400 м

Предельная глубина погружения: 500 м

Автономность плавания: 180 суток

Экипаж: 160 человек (в том числе 52 офицера)

     Размеры

Водоизмещение надводное: 23 200 т

Водоизмещение подводное: 48 000 т

Длина наибольшая (по КВЛ): 172,8 м

Ширина корпуса наиб.: 23,3 м

Средняя осадка (по КВЛ): 11,2 м

     Силовая установка

2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт

Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

     Вооружение

Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм, 22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»

Ракетное вооружение: 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)

ПВО: 8 ПЗРК «Игла»

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941:
1 - лёгкий корпус; 2 - 533-мм носовые торпедные аппараты;
3 - прочный корпус; 4 - носовые выдвижные горизонтальные рули;
5 - люки аварийного покидания ПЛ; 6 - торпедный отсек;
7 - гидроакустический отсек;
8 - шахты баллистических ракет Р-39;
9 - центральный пост;
10 - спасательные всплывающие камеры;
11 - выдвижные устройства; i - командирский перископ; ii - универсальный перископ; iii - радиосекстант; iv - радиолокационный комплекс; v - РКП; vi, viii - радиоантенны систем связи; vii - радиопеленгатор; ix - антенна системы космической навигации; x - ГПБА 
12 - ограждение выдвижных устройств;
13 - отсек радиотехнического вооружения;
14 - реакторный отсек;
15 - люки всплывающих антенн связи;
16 - крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда;
17 - турбинный отсек;
18 - КШР (кормовая шлюзовая рубка);
19 - гидродинамические направляющие;
20 - вертикальное кормовое оперение;
21 - вертикальные рули;
22 - гребной винт в кольцевой насадке;
23 - кормовые горизонтальные рули;
24 - антенна ГАС;
25 - выдвижные подруливающие устройства;
26 - ракетные отсеки;
27 - отсеки живучести;
28 - ядерный реактор;
29 - линия главного гребного вала;
30 - горизонтальное кормовое оперение;
31 - носовой прочный модуль;
32 - главный прочный корпус (правый);
33 - главный прочный корпус (левый);
34 - центральный прочный модуль;
35 - кормовой прочный модуль;
36 - цистерна быстрого погружения


30 августа 2007 года на судоверфи «Звёздочка», во время работ по разрезке корпуса в носовой части, произошло возгорание изоляции. По словам представителя пресс-службы: площадь возгорания составила 15 м². На тушение потребовалось 6 минут. Люди и техника не пострадали.

21 ноября 2006 года в док-камере ФГУАП «Звёздочка» начата окончательная разделка судна.

23 июня 2006 года завершена выгрузка отработавшего ядерного топлива из обоих реакторов.

23 августа 2005 года в Северодвинске состоялась официальная передача гражданскому экипажу Севмаша. Для выгрузки отработавшего топлива были восстановлены системы живучести корабля.

13 июля 2005 года корабль был доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы», предусматривающей содействие странам бывшего СССР в уничтожении оружия массового поражения по договору СНВ-I.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинск, на гладь Белого моря спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус АПЛ был в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. После спуска, нарисованная акула скрылась под водой и больше ее никто не видел, однако лодку уже окрестили «Акулой». Последующие крейсеры этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. 

... читать ещё >
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.