Атомная подводная лодка «Акула»

Атомная подводная лодка «Акула» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. По кодификации НАТО - SSBN «Typhoon». Является самой большой подводной лодкой в мире. Проект разработан в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор - Ковалев Сергей Никитич. Всего серия подводных лодок состояла из 6 субмарин с 1981 по 1989 год. Энергетическая установка лодки выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. Для постройки АПЛ был специально возведен новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса. Особенностью конструкции АПЛ является наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. 

Основные тактико-технические характеристики АПЛ «Акула»

Основные тактико-технические характеристики АПЛ «Акула»

     Основные характеристики:

Тип корабля: Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Обозначение проекта: 941 «Акула»

Разработчик проекта: ЦКБМТ «Рубин»

Главный конструктор: Ковалев Сергей Никитич

Кодификация НАТО: SSBN «Typhoon»

Скорость (надводная): 12 узлов

Скорость (подводная): 25 узлов (46,3 км/ч)

Рабочая глубина погружения: 400 м

Предельная глубина погружения: 500 м

Автономность плавания: 180 суток

Экипаж: 160 человек (в том числе 52 офицера)

     Размеры

Водоизмещение надводное: 23 200 т

Водоизмещение подводное: 48 000 т

Длина наибольшая (по КВЛ): 172,8 м

Ширина корпуса наиб.: 23,3 м

Средняя осадка (по КВЛ): 11,2 м

     Силовая установка

2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт

Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

     Вооружение

Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм, 22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»

Ракетное вооружение: 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)

ПВО: 8 ПЗРК «Игла»

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941:
1 - лёгкий корпус; 2 - 533-мм носовые торпедные аппараты;
3 - прочный корпус; 4 - носовые выдвижные горизонтальные рули;
5 - люки аварийного покидания ПЛ; 6 - торпедный отсек;
7 - гидроакустический отсек;
8 - шахты баллистических ракет Р-39;
9 - центральный пост;
10 - спасательные всплывающие камеры;
11 - выдвижные устройства; i - командирский перископ; ii - универсальный перископ; iii - радиосекстант; iv - радиолокационный комплекс; v - РКП; vi, viii - радиоантенны систем связи; vii - радиопеленгатор; ix - антенна системы космической навигации; x - ГПБА 
12 - ограждение выдвижных устройств;
13 - отсек радиотехнического вооружения;
14 - реакторный отсек;
15 - люки всплывающих антенн связи;
16 - крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда;
17 - турбинный отсек;
18 - КШР (кормовая шлюзовая рубка);
19 - гидродинамические направляющие;
20 - вертикальное кормовое оперение;
21 - вертикальные рули;
22 - гребной винт в кольцевой насадке;
23 - кормовые горизонтальные рули;
24 - антенна ГАС;
25 - выдвижные подруливающие устройства;
26 - ракетные отсеки;
27 - отсеки живучести;
28 - ядерный реактор;
29 - линия главного гребного вала;
30 - горизонтальное кормовое оперение;
31 - носовой прочный модуль;
32 - главный прочный корпус (правый);
33 - главный прочный корпус (левый);
34 - центральный прочный модуль;
35 - кормовой прочный модуль;
36 - цистерна быстрого погружения


30 августа 2007 года на судоверфи «Звёздочка», во время работ по разрезке корпуса в носовой части, произошло возгорание изоляции. По словам представителя пресс-службы: площадь возгорания составила 15 м². На тушение потребовалось 6 минут. Люди и техника не пострадали.

21 ноября 2006 года в док-камере ФГУАП «Звёздочка» начата окончательная разделка судна.

23 июня 2006 года завершена выгрузка отработавшего ядерного топлива из обоих реакторов.

23 августа 2005 года в Северодвинске состоялась официальная передача гражданскому экипажу Севмаша. Для выгрузки отработавшего топлива были восстановлены системы живучести корабля.

13 июля 2005 года корабль был доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы», предусматривающей содействие странам бывшего СССР в уничтожении оружия массового поражения по договору СНВ-I.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинск, на гладь Белого моря спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус АПЛ был в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. После спуска, нарисованная акула скрылась под водой и больше ее никто не видел, однако лодку уже окрестили «Акулой». Последующие крейсеры этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. 

ЗАКРЫТЬ X
ruspekh.ru
Яндекс.Метрика
© 2012-2019 ruspekh.ru, РИА «Руспех». Электронное периодическое издание: Российское информационное агентство Руспех. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-70166 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич. На сайте распространяется информация Российского информационного агентства «Руспех» . Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №ФС77-70090 от 16.06.2017. Учредитель: ООО "Руспех".
Адрес редакции: 121170, Москва, ул. 1812 года, 8к1, 6й подъезд, телефон: +7 (495) 24-10-100, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Руспех» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт ruspekh.ru обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. Стоковые изображения от Depositphotos.